Сегодня стало известно о расширении производственных мощностей для создания вакцины «Спутник V»: 7,5 млн доз препарата планируется выпустить в Южной Корее, а накануне пробную партию «Спутника» произвели в Сербии эта страна стала первой страной в Европе, где запустили свое производство. На этом фоне западная пресса всеми силами пытается опорочить репутацию российской вакцины. И тут, очевидно, не обошлось без вмешательства конкурентов американской корпорации Pfizer, которая тоже производит вакцину от коронавируса.
В начале апреля «совершенно случайно» в разных изданиях появились статьи, в которых авторы ставили под сомнение эффективность российской вакцины от коронавируса. Сначала на портале «Медархив» группа медиков, среди которых числился член консультационного совета Pfizer, заявила, что «Спутник V» недостаточно эффективен против новых штаммов вируса.
Через три дня словацкая газета Dennik написала, что партия «Спутника», поставленная в страну, не соответствует образцам, представленным для журнала The Lancet. Позже выяснилось, что выводы были ошибочными. На следующий день, 7 апреля, The Financial Times заявила о том, что Европейский регулятор инициирует дополнительную проверку «Спутника», — эту новость опровергли сами европейцы. И еще через два дня журнал Observer написал о четырех умерших от вакцины, что полностью опровергается всеми официальными данными. И вот еще одна важная деталь: все эти публикации были рассчитаны не на специалистов.
Георгий Викулов, директор Научного информационного центра по профилактике и лечению вирусных инфекций: «Ни в одном профессиональном издании не было сказано, что вакцина неэффективна, или показывает
Казалось бы, при чем здесь Pfizer? Но выясняется, что американский фармацевтический монополист как раз сейчас столкнулся с серьезными трудностями при переходе к масштабированию производства. Дело в том, что, как выяснили те же европейцы, между лабораторными и промышленными образцами вакцины от Pfizer — большая разница. Американцы серьезно снизили концентрацию действующего вещества в промышленных образцах, тем самым повысив нагрузку на иммунитет человека и вероятность побочных явлений. Вот почему в своем докладе европейский регулятор настаивает на дополнительных исследованиях именно промышленных образцов вакцины Pfizer.
К тому же данные, например, из Мексики говорят о том, что побочных явлений от Pfizer там в 70 раз больше, чем от российского «Спутника». Более того, сейчас в мире зафиксировано более 2 тысяч смертей после вакцинации пфайзеровским препаратом: почти 1000 в США, более 700 человек в континентальной Европе и около 300 в Великобритании, так что американской фармкомпании приходится идти в наступление по всем фронтам.
Сергей Калашников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике: «Традиционная конкуренция возросла в несколько раз, и естественно, что Pfizer пытается подавить всех тех, кто рядом стоит. И делает это успешно. По крайней мере, две вакцины они уже подавили».
Павел Воробьёв, председатель правления Московского городского научного общества терапевтов: «Любой монополист зачищает всю поляну вокруг себя. Поэтому ничего удивительного в том, что они говорят гадости, я не вижу».
И, конечно, в современном мире нельзя обойтись без политики, тем более когда речь заходит о таких чувствительных сферах, как здоровье нации.
Михаил Маркелов, советник руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме: «С точки зрения американцев, ничего хорошего в России не может быть произведено. И любые попытки объяснять, что здоровье граждан и жизни людей лежат вне политики, просто бесполезны».
Как долго будет продолжаться битва вакцин на многомиллиардном фармацевтическом рынке? На этот вопрос специалисты отвечают так: пока каждый из нас не пройдет вакцинацию.