У России есть достаточно времени, чтобы адаптироваться к изменениям климата. Об этом заявил научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд. По мнению синоптика, это длительный процесс, к которому можно подготовиться: необходимы серьезные инвестиции в экологические проекты.
Хатассы — пригород Якутска, столицы республики. Река Лена здесь каждый год все сильнее размывает берег, и часть поселка уже давно живет на краю обрыва. В северных районах Якутии ситуация еще сложнее — под угрозой затопления целые поселки. Их жителей называют «экологическими беженцами» и постепенно переселяют в безопасную территорию.
Александр Федоров, замдиректора Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова: «Подтопления, наводнения, то, что они усиливаются в последние годы, это факт. Дома проседают, дороги проседают, идет заболачивание. Чем больше потепление будет, тем больше будет разрушений».
Карта изменений климата, составленная The New York Times, изображает еще более неблагоприятный прогноз для России. Через 40 лет, судя по этим предсказаниям, огромную часть нашей страны на востоке ждет затопление, а южные регионы, наоборот, засуха и нехватка воды. Около 70 процентов населения России и половина используемых сегодня сельскохозяйственных земель окажутся в зоне климатических рисков.
Василий Яблоков, руководитель климатического проекта: «Есть совсем пессимистические сценарии, которые говорят, что в ближайшее время, если ничего не предпринимать, жизнь на Земле будет невыносимой».
Однако большинство ученых, занимающихся вопросами климата, подобные прогнозы называют проекциями или возможными сценариями. Климатические изменения происходят постепенно, и что точно произойдет через несколько десятилетий, не скажет ни один эксперт.
Роман Вильфанд, научный руководитель Гидрометцентра России: «Безусловно, к концу века потепление будет. А вот интенсивность этого потепления — разная. Эти сценарии бывают мягкие, жесткие. По наиболее мягкому сценарию, к концу века температура повысится на 1,
При самом неблагоприятном сценарии средняя температура может повыситься на 5 или даже 6 градусов. Смерчи, наводнения, засуха, природные лесные пожары и другие аномалии станут нормой. Но прогноз американского издания, по словам экспертов, не подкреплен расчетами, и многое из описанного — преувеличение.
Алексей Елисеев, ведущий научный сотрудник кафедры физики и атмосферы МГУ им. Ломоносова: «Тут надо понимать правильность терминов „затопление“ и „иссушение“. Это же не значит, что на юге России возникнут пустыни. Затопление — это не означает, что на территории севера России возникнет океан. Возможно, будет больше интенсивность паводковых стоков».
Ключевое слово здесь — «возможно». И то, как изменится климат, во многом зависит от человека и его способности к этим изменениям адаптироваться. Ведь даже таяние вечной мерзлоты может превратиться из минуса в плюс для северных районов. Хотя сейчас процесс вызывает серьезные опасения.
На кадрах, снятых осенью прошлого года в Якутии, хорошо видно, как районы, где тает вечная мерзлота, становятся непроходимыми. Но в итоге после климатических изменений эти пока в буквальном смысле ледяные широты могут стать пригодными для жизни, а не для выживания, как сейчас.