В первые пять лет жизни диагноз «аутизм» ставят одному ребенку из 150. Сегодня Всемирный день распространения информации об аутизме. Поиски путей адаптации таких детей к жизни в обществе проблема глобальная, а в случае мальчика Миши, живущего в Нидерландах, интернациональная.
В школе в Нидерландах детей с различными особенностями не разделяют, два класса по 8 человек и на них по два преподавателя, а точнее, индивидуальных сопровождающих. Здесь нет
Эйлен Вос, семейный психолог: «Многие родители, когда видят проблему, начинают проводить тесты, ходить по врачам. А некоторые, услышав диагноз, пугаются. Так вот, в первую очередь мы должны родителей успокоить. Главное — почувствовать своего ребенка. И начать с ним правильно разговаривать».
Татьяна Котерис, мать: «Мы должны были повторять, повторять, повторять одни и те же действия и слова, которые смотивировали бы Мишу их произнести и начать небольшую коммуникацию как минимум с нами. Мы должны были научить останавливаться. Не ждать результата прямо тут же и научиться не волноваться, а ждать результата, и он приходил».
В результате 1,5 года занятий с психологом и посещения специальной школы Миша говорит и пишет на трех языках: русском, нидерландском и английском, он ищет то, что ему интересно, в Интернете и часами может смотреть советские мультфильмы.
Татьяна Котерис: «Иногда может показаться, что аутист не любит, так как он не показывает обратной связи. Он не говорит: „Мама, я люблю тебя“. Но на самом деле, он очень любит. И ему нужна твоя любовь больше, чем обычному человеку».