На Дальнем Востоке активисты собирают подписи под петицией о спасении сивучей. После зимы они возвращаются на свои лежбища, но многие из них не доживут до лета. Об этом с горечью говорят экологи. Краснокнижные животные мучительно погибают от океанического мусора, запутываясь в рыболовных сетях и пластиковых отходах.
В окрестности сахалинского села Охотское молодой сивуч заплыл на свое счастье. Местные жители заметили на его шее удавку из каната и позвонили в общественную организацию «Друзья океана». Чтобы не вспугнуть бедолагу, экологам пришлось воспользоваться специальным шестом. Веревку подцепили на крюк. Несмотря на сопротивление морского львенка, его все же удалось освободить от смертоносной петли.
Ученые Дальневосточного отделения Российской академии наук и общественники во время экспедиции на остров Тюлений выяснили, насколько губителен антропогенный мусор. На берегах острова относительно мирно уживаются два вида ластоногих — краснокнижные сивучи и северные морские котики. Травмированных животных даже не пришлось отыскивать. Пластиковые кольца и обрывки рыбацких сетей стали опасными аксессуарами для многих постояльцев лежбища.
Валентина Мезенцева, руководитель экологического клуба «Бумеранг»: «Ученые примерно предполагают, что
С помощью волонтеров научные сотрудники провели спасательную операцию. Морских котиков, словно бабочек, отлавливали сачками и аккуратно освобождали от удушающей синтетики. Действовать приходилось с хладнокровностью хирургов. Животные вырывались, но, судя по глубоким следам на шее, куда больше страдали от лески и пластика. Со временем такой ошейник может повредить трахею, и животное обречено на мучительную гибель.
Участникам экспедиции удалось выручить из беды три десятка морских котиков, а сивучам такая методика спасения не подошла. Управиться с крупным морским зверем не под силу даже физически крепким мужчинам.
Анастасия Иванова, член Приморского краевого отделения Русского географического общества: «Для этого нужны специальные препараты, которые не угнетают спонтанное дыхание морского льва, но при этом его обездвиживают. Это позволяет специалисту подойти и распутать его. Даже если морской лев уйдет в воду после распутывания, он не утонет и не захлебнется».
В России есть седативные препараты для работы с дикими животными. Но что идеально подходит для спасения тех же амурских тигров, совершенно противопоказано морским млекопитающим.
Снотворные, которые не отключает центральную нервную систему тюленей, широко используются в Канаде, Соединенных Штатах и Мексике. В этих странах созданы специальные береговые службы, которые оперативно приходят на помощь пострадавшим от мусора морским животным. Российские волонтеры изучили зарубежный опыт, но применить его полностью в нашей стране не позволяет законодательство.
Валентина Мезенцева: «Эти медикаменты занесены в наркотическую группу нормативно. Соответственно, если ввозить их
Научное сообщество и экологические организации Дальнего Востока уже составили петицию и пишут обращение к федеральным чиновникам. Если призывы сократить загрязнение Тихого океана не срабатывают, то создать систему спасения морских млекопитающих вполне реально.