В седьмую годовщину воссоединения Крыма с Россией наша страна организовала специальное заседание Совета безопасности ООН. Глава российской миссии Василий Небензя призвал представителей западных стран использовать эту возможность, чтобы узнать, как в действительности обстоят дела на полуострове. Но зарубежные дипломаты общаться с крымчанами не захотели.
Состоялось второе за неделю неформальное заседание Совета безопасности ООН по Крыму. На первую встречу, организованную Эстонией и Украиной, отказались допустить самих крымчан. Россия сочла такой вариант странным, это как обсуждать, например, Америку без американцев, поэтому и предложила собраться вновь. Получилось уже без Эстонии и Украины, они демонстративно отказались. Зато крымские голоса, обращенные к Западу, зазвучали вовсю.
Людмила Радева: «Нас никто не завоевывал, поверьте, крымчане хотели вернуться в Россию и вернулись. И нам, сделавшим выбор, непонятно и обидно, почему вы игнорируете наш выбор. Смешно слышать, будто мы голосовали под дулами автоматов, вы действительно думаете, что такое возможно? Как вы себе это представляете?»
Чтобы представлялось нагляднее, на конференции показали ролик, снятый в Севастополе. Крымчан спрашивали: считаете ли вы 18 марта праздником?
Жительница Крыма: «Конечно, праздник, это воссоединение родины, можно так сказать».
Жительница Крыма: «Конечно, безусловно, наверное это один из самых главных праздников в году».
Западные дипломаты внимательно все это слушали и смотрели, но слышали и видели нечто совершенно иное, вновь и вновь говоря об оккупации и агрессии России. Представитель Германии при ООН Кристоф Хойсген и вовсе назвал большинство выступлений крымчан на встрече заказными и проплаченными.
Кристоф Хойсген, представитель Германии при ООН: «Некоторые выступающие — они не представители гражданского общества. Им платит репрессирующий режим, который установлен в Крыму. Я вижу, что они действуют по инструкции. Им заранее сказали, что нужно сказать. Есть очень простое решение всей этой проблемы: вы должны предоставить доступ на территорию Крыма тем, кто был уполномочен ООН представить объективную ситуацию в регионе».
Миф о закрытости полуострова для международных наблюдателей и украинцев пыталась развенчать глава украинской общины Крыма Анастасия Гридчина. По ее словам, до пандемии, в
Анастасия Гридчина, глава украинской общины Крыма: «Пока только Украина пытается ограничить доступ на полуостров и для своих, и для иностранных граждан. Причина проста и банальна: в мире все больше людей узнает правду о российском Крыме и крымчанах. Крым всегда готов принять любые международные контрольные механизмы в области прав человека на территории полуострова».
Российский постпред Василия Небензя итоги заседания подводил на английском, возможно, чтобы еще раз попробовать достучаться до западных представителей. Не вышло.
Василий Небензя, постоянный представитель РФ при ООН: «Сегодня мы услышали рассказ о том как простые крымчане живут на полуострове сегодня. Никто бы не рассказал об этом лучше, чем они. Жалко, что наши западные коллеги упустили эту золотую возможность, что они остаются глухи к тому, что говорят крымчане, предпочитая попросту повторять заезженную мантру о российской агрессии».
Полноценного диалога не получилось. Каждая из сторон опять, скорее, вела монолог. Чтобы