Название проекта — «Луна-25» — говорит о преемственности по отношению к советской серии исследований спутника Земли, в НПО имени Лавочкина подчеркивают, что это совершенно новая страница в истории лунных программ. Советские станции садились в экваториальной зоне, а «Луна-25» — первый аппарат, который должен прилуниться у южного полюса.
На космодром Восточный «Луна-25» отправится в августе. Там пройдут финальные проверки перед запуском, который намечен на октябрь. Сейчас «Луна-25» находится в особой «чистой» комнате, где проводятся комплексные испытания электрооборудования.
Еще один новый проект — миссия «ЭкзоМарс». Это совместная экспедиция «Роскосмоса» и Европейского комического агентства к Красной планете. Из-за пандемии старт пришлось перенести на следующий год. На прошлой неделе аппарат отправили в Италию для финальной стадии испытаний. Задача у миссии, как и у многих предыдущих полетов к Марсу, — выяснить, если ли там признаки жизни. Но, в отличие от всех предыдущих экспедиций по исследованию Красной планеты, «ЭкзоМарс» — первый аппарат, который в буквальном смысле может докопаться до истины. Проработать марсоход должен как минимум один марсианский год. Если мерить земными сутками, это 687 дней.
В «Роскосмосе» планируют сохранить финансирование научных программ на уровне в 15–16 млрд рублей в год, как раньше. Это позволит вслед за «Луной-25» отправить в космос станции под номерами 26, 27 и 28, а после можно будет говорить и о пилотируемом полете. Станция «Луна-28» должна будет не просто добраться до естественного спутника, но и вернуться на землю с образцами лунного грунта.