Во Франции в центре скандала оказался шедевр живописи, который во время войны похитили нацисты. Спустя годы ценная картина из личной коллекции оказалась в собственности музея Оклахомы в США. Теперь наследники пытаются вернуть работу в Париж, но все их попытки разбиваются об американскую судебную систему.
За картину Камиля Писсаро «Собирающая овец пастушка» с художественным музеем Фреда Джонса при университете Оклахомы судится
«Пастушку» купил приемный отец
Дэвид Борен, президент университета Оклахомы: «Итак, мы столкнулись с труднейшей дилеммой: с одной стороны — очень щедрый даритель, который из самых добрых намерений подарил нам это произведение искусства, а с другой стороны — семья, у которой это произведение было явно украдено нацистами».
Но руководство музея лукавит. Когда Леона Мейер нашла картину, музей отказался ее возвращать, сославшись на американские законы. Леона была готова даже выкупить полотно, но и на это американцы не пошли. Вместо этого они предложили ей подписать удивительное соглашение.
Рон Соффер, адвокат: «Поскольку она столкнулась с перспективой навсегда потерять картину, у мадам Мейер не было другого выбора, кроме как подписать соглашение, предоставляющее Оклахоме половину прав собственности на картину. И пусть в соглашении было много условий, которые она явно не хотела принимать, но она подписала его, чтобы иметь возможность хотя бы временно выставлять эту картину во Франции, где она и находится сегодня, в музее Орсе».
Но срок аренды истекает в этом году, затем «Пастушка» должна вернуться в Оклахому. Мейер подала встречный иск во французский суд и потребовала признать себя единоличной владелицей картины согласно французскому закону о реституции от 1945 года.
Теперь американский суд угрожает француженке многомиллионным штрафом, если она продолжит судебную тяжбу за возвращение картины. Истцы требуют, чтобы Мейер была оштрафована на 3,5 миллиона долларов, и ей грозят штрафы в размере до 100 000 долларов в день за неуважение к суду, если она не остановит судебное разбирательство во Франции.
Рон Соффер, адвокат: «Итак, сегодня мы были при французском суде. И это решение не было отозвано — по нему мадам Мейер придется платить 2500 долларов в день. Именно это и было назначено судьей в Оклахоме. Мадам Мейер просит французский суд издать свое собственное судебное предписание, по которому музею в Оклахоме нужно будет отозвать свое дело в Оклахоме против мадам Мейер. И это беспрецедентно. Позиция мадам Мейер предельно ясна: это дело имеет прямое отношение к Франции. Это связано с тем, что произошло здесь, во Франции, во время оккупации».
Судебные системы в США и Франции различны, как и законы о реституции, но впервые в современной истории, как говорят все юристы, создан прецедент, когда подвергнут сомнению такой незыблемый принцип, сформированный после Второй мировой войны, согласно которому все захваченные предметы искусства должны быть обязательно возвращены.