Первому и единственному президенту Советского Союза Михаилу Горбачёву исполняется 90 лет. В сознании многих его имя ассоциируется прежде всего с перестройкой. Это новый курс развития страны, о котором Горбачёв объявил сразу после избрания. Однако амбиции молодого и энергичного политика оказались далеки от реальности, полностью воплотить свою программу ему так и не удалось.
Сейчас Михаила Горбачёва называют одной из самых неоднозначных фигур XX века. Одни благодарят его за реформы и конец холодной войны, другие обвиняют в развале мощной державы, но для большинства россиян он стал символом перемен и нового этапа в истории нашей страны.
Отмечать юбилей Горбачёв намерен скромно, не так, как предыдущие подобные даты. Живет он на своей даче по Рублёвке, которая ему была предоставлена в пожизненное пользование после отставки с поста главы государства. Это та самая дача, где Горбачёв жил в конце
Михаил Горбачёв: «Каждый на своем месте должен делать добросовестно, честно. Вот и вся перестройка. А то все говорят: а что такое перестройка, что такое перестройка, что такое перестройка? Свое дело делать честно — вот главная перестройка».
Юрий Жуков, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН: «Вообще перестройка.
К чести Горбачёва надо сказать, что красиво говорить далеко не каждый может, в политбюро уж точно нет. Горбачёв пробился наверх из простой крестьянской семьи, работал на комбайне с 15 лет, удостоившись ордена Трудового Красного знамени, школу окончил с медалью, учился на юридическом факультете МГУ, став впоследствии вторым после Ленина юристом на посту главы государства. Мало того, он получил второй диплом
Своей главной заслугой Горбачёв во внешней политике считает ядерное разоружение и укрепление безопасности. «Надо встречаться с новым президентом Байденом, не бычиться друг на друга», — считает он. Именно так Горбачёв поступил с Рейганом, называвшим Советский Союз «империей зла», написав ему письмо. Через 2 дня пришло согласие на встречу на высшем уровне, которая не проводилась 6 лет.
Все это время блестящим переводчиком Горбачёва был Павел Палажченко, который достойно сменил легендарного кремлевского переводчика Виктора Суходрева.
Павел Палажченко, переводчик, писатель: «Я помню, как мы были в США, Горбачёв выступил с речью. В ООН была намечена встреча с Рейганом и Бушем. По дороге на эту встречу ему позвонили, он перешел в машину связи, там говорил с Лужковым, который ему рассказал о масштабах землетрясения в Армении. В тот же день Горбачёв объявил, что прерывает визит. Это был очень тяжелый момент».
Горбачёв, претворяя в жизнь перестройку и гласность, не мог предполагать, какую лавину это вызовет в стране и во всем социалистическом лагере. Все, о чем на протяжении десятилетий можно было говорить только шепотом и на кухне, стало долгими часами звучать на съездах народных депутатов.
Горбачёв попробовал то, что не пробовал никто — сочетание плановой экономики, экономики дефицита с демократией. Это похоронило страну достаточно быстро.
Еще при жизни благодарные немцы начали ставить Горбачёву, не мешавшему германскому объединению, бюсты и памятники, сделали его почетным гражданином Берлина с привилегией бесплатного проезда на городском транспорте и бесплатных похорон, а также вручили свою высшую награду — Большой крест ордена «За заслуги» I степени.
Михаил Горбачёв: «Не смущает, что мне уже памятник поставили. Думаю, еще бы надо
Поставят ли памятник Горбачёву у нас, сказать трудно, слишком уж неоднозначное у нему отношение. Тем не менее уже появился своего рода культурный памятник в виде театральной постановки в московском Театре наций. Спектакль «Горбачёв», на премьере был он сам, состоит из небольших пронзительных историй в жизни Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны.
В любом случае Горбачёв навсегда останется в истории как крупный