Война, которая унесла столько жизней и результат которой так ударил по самолюбию Еревана, должна была остаться в прошлом, ведь был шанс начать строить новые отношения и пытаться начать разговор и с Баку о статусе Нагорного Карабаха, и с народом о будущем. Но вместо этого на главной площади Еревана появились палатки, полиция их ставить не мешала и не мешает им там оставаться. Премьер Пашинян требует срочно разобраться с теми, кого считает мятежниками, его противники требуют отставки Пашиняна и обвиняют его в предательстве национальных интересов.
Противостояние опасное — премьер против армии, которая всегда держала нейтралитет при любой политической погоде. Она и сейчас не за оппозицию, она просто не с Пашиняном. Всегда в любой стране армия, оставаясь вне политики, поддерживает избранную власть. В любой стране нарушение этого баланса заканчивается или плохо, или очень плохо. Пашинян объявил, что это попытка военного переворота. Армия сообщила, что он не может принимать адекватные решения, а это угрожает безопасности страны.
Правительство Никола Пашиняна бьет тревогу: стране грозит военный переворот. Еще в понедельник армянская оппозиция с фонариками, барабанами и дымовыми шашками вновь вышла на улицы с требованием отставки главы кабинета министров, пыталась перекрывать движение, активистов задерживали десятками.
Казалось, это просто очередное обострение в противостоянии, которое длится уже не первый месяц. Но истребитель
Толчком стало неловкое и не до конца понятное заявление Никола Пашиняна. В одном из интервью он вдруг усомнился в эффективности ракетных комплексов «Искандер» российского производства, стоящих на вооружении армянской армии. Заместитель начальника Генштаба слова премьера высмеял и тут же был отправлен в отставку. На этом терпение военных кончилось, а из их заявления стало понятно, что недовольство копилось уже давно.
Из заявления Генштаба ВС Армении: «Вооруженные силы Армении терпеливо сносили нападки властей, но всему есть предел. Неэффективное управление и ошибки во внешней политике привели страну на грань гибели. Мы требуем отставки
Пашинян принял бой и попытался уволить начальника Генштаба.
Никол Пашинян,
Однако все оказалось непросто. Согласно Конституции, решение об отстранении военного руководства премьер не может принять единолично, он должен просить об этом президента, который просьбу выполнить сначала не спешил, а потом и отказал. Тогда Пашинян, пришедший к власти три года назад в результате протестных акций, решил вновь использовать инструменты уличной демократии, позвав людей на митинги.
Сторонники Никола Пашиняна довольно быстро откликнулись на его призывы выйти на улицы, сформировали колонны и начали двигаться по центру города. Премьер лично возглавил шествие вместе с женой и сыном. Казалось, Пашинян снова почувствовал себя лидером народных масс. В руках, как и раньше, мегафон, рядом — сторонники, в качестве трибуны — центральная площадь столицы.
Но при взгляде чуть сверху видно уже и другое — колонна движется под охраной полиции, а вокруг слышны не только слова поддержки. Когда
Противники премьера тем временем митингуют на расстоянии километра от площади, на которой выступал Пашинян. В
К вечеру четверга сторонники Пашиняна расходятся по домам, а оппозиция решает обосноваться около национального собрания. В окружении полицейского оцепления противники действующей власти собрались прямо посредине улицы перед зданием парламента. Здесь они уже начали под звуки патриотической музыки собирать палатки и заявляли о том, что пробудут здесь ровно до того момента, пока Пашинян не уйдет в отставку. Оппозиция пытается добиться этого еще с осени, после войны за Карабахе, ответственность за неудачи в которой она возложила на Пашиняна.
Акции шли волнами, а на пике, в прошлом ноябре протестующим даже удалось ворваться в дом правительства и устроить погром в офисе премьера. Но тогда волнения были стихийными, явных лидеров протеста не оказалось, а Никол Пашинян наотрез отказался покидать свой пост.
К концу года оппозиционным партиям удалось договориться и выдвинуть своего кандидата в
Вазген Манукян, лидер «Движения по спасению Родины»: «В Армении наступают решающие дни борьбы. Я убежден, что армия восстанет. А если нет, то мы должны сделать так, чтобы восстала».
Многое в Армении в эти дни словно повторяет события «бархатной» революции 2018 года, но уже с другим знаком. Народные волнения, которые привели к власти Никола Пашиняна, называли революцией с запахом шашлыков, которые жарили на круглосуточных митингах его сторонники. Теперь дрова для шашлыков собирают его противники. Причем, скорее всего, кто поддерживал тогда и кто сегодня топчет его портреты — это одни и те же люди.
Безработица и бедность — давние проблемы Армении, но последняя карабахская война обнажила, кажется, неразрешимую ситуацию: доверия к правительству нет, но нет и большого желания видеть во главе страны оппозицию, в основном состоящую из тех, кто лишился власти с приходом Пашиняна.
Не помогает армянскому премьеру и реакция из Турции. Анкара косвенно его поддержала, заявив, что вмешательство армии в политику недопустимо. Но для оппонентов главы армянского правительства это лишнее доказательство сговора с врагами, в котором они давно обвиняют Пашиняна.
Обстановка раскалена и, кажется,