На мемориале «Змеёвская балка» в Ростове-на-Дону заменили памятную табличку, убрав упоминание о тысячах расстрелянных фашистами евреях.
Сегодня предметом жарких споров об исторической правде стал мемориал «Змеёвская балка» в
Однако несколько дней назад на мемориале заменили памятную табличку. С нее исчезло упоминание о расстрелянных евреях, а вместо этого появилась надпись о том, что здесь были уничтожены тысячи мирных жителей советских военнопленных. Еврейские организации теперь требуют восстановить справедливость. Корреспондент НТВ Михаил Антропов разбирался в ситуации на месте событий.
Мемориал «Змеёвская балка» построили еще в
Александр Кожин, ростовское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Это напоминает те времена, когда у нас можно было говорить о том, что это памятник жертвам фашизма, но не принято было говорить о том, что это памятник геноцида еврейского народа. Такое время было».
Всего за два дня — 11 и 12 августа 1942 года — фашисты расстреляли в Ростове несколько тысяч евреев. Специальная группа собирала людей под предлогом защиты от проявлений антисемитизма. Горожан грузили в машины и вывозили на окраину в Змеёвскую балку.
Юрий Домбровский, руководитель проекта «Утраченные имена»: «Они не тратили пули на детей, выстраивали парой, говорили „открой рот“, и немецкий врач шел и мазал им рот синильной кислотой».
В траурном зале, который находится на территории Змеёвской балки, два года назад организовали небольшой музей, посвященный жертвам фашизма. Недавно экспозицию пополнил новый экспонат — та самая табличка, которая висела на входе в мемориальный комплекс. Узнать о том, что это территория самого крупного в России мемориала Холокоста, можно лишь в те часы, когда музей работает — с девяти утра до четырех дня.
Сейчас это место называется «Мемориальный комплекс память жертв фашизма в Змеёвской балке», а о Холокосте нет ни слова. По словам чиновников из городской администрации, главную табличку мемориала заменили, когда приводили в порядок документы. Чтобы придать памятнику статус регионального значения, исходили еще из советской проектной документации, где ничего не говорилось о Холокосте.
Юрий Домбровский: «Отрицание Холокоста является уголовным преступлением. Я не призываю к тому, чтобы вводить такой закон в России, но говорю это просто к тому, что болезненный, сложный и тяжелый вопрос. Это очень оскорбляет людей».
Общественным организациям убедить администрацию города в том, что произошла серьезная ошибка, пока не удается. Не исключено, что в ближайшее время в этой ситуации будет разбираться суд.