Во Франции выходцы из Африки придумали способ отомстить европейцам за вывоз культурных ценностей с их исторической родины. Активисты приходят в музеи Старого Света и выносят оттуда экспонаты. Хулиганов ловят и штрафуют, но их это не останавливает.
Все началось в самый разгар пандемии. Мвазулу Дьябанза, судя по всему, надоело сидеть дома в июне прошлого года, поэтому он и другие активисты пробрались в музей этнографии в Париже и под крики «мы забираем это домой» попытались вынести африканский погребальный столб XIX века. Их задержали практически на месте, на 3 дня заключили под стражу и назначили штраф в тысячу евро. Но это Мвазулу не остановило. Спустя месяц он явился в музей Африки в городе
Мвазулу Дьябанза: «Я приехал сюда, чтобы забрать то, что нам принадлежит. Они у нас украли, нас унизили».
По мнению Мвазулу, ему принадлежала конголезская погребальная фигура. Полиция задержала его на улице. Мужчину наказали штрафом в 250 евро и двумя месяцами условного срока. Потом были попытки выноса копья из слоновой кости в марсельском музее Африки. В Лувре активист снял с постамента фигуру
Мвазулу Дьябанза: «После Лувра вся репрессивная машина начала работать против нас. Нам присудили штраф в 9 тысяч евро. Причем 5 из них исключительно за Лувр, а еще 4 — за предыдущие акции, и дали 4 месяца условно. Дискуссия на процессе была в стиле, что
За последний год Мвазулу создал общественное движение под названием «Единство, достоинство, мужество». Одна из его целей — вернуть предметы искусства, которые европейцы вывезли из Африки в колониальный период. Дьябанза говорит, что колонизаторы отняли у его прадеда резную трость и шкуру леопарда, теперь он выносит экспонаты из европейских музеев.
Мвазулу Дьябанза: «Мы создали манифест. Главное в нем — это стремление забрать все, что у нас было украдено. Нас называют националистами, но африканский национализм — это просто возможность вернуть то, что нам принадлежит. Дипломатия ничего не решает. Нас пытаются гладить по щеке, говорить приятные и правильные вещи, но это ни к чему не приводит. А вот наша дипломатия активная».
Дьябанза ведет трансляции своих акций, записывает пропагандистские ролики и читает тексты Буманту, идеологии нового африканского гуманизма, в которой главное — освободить африканцев от всякого рода комплексов. Он не против того, чтобы вывезенные экспонаты в дальнейшем выставлялись в Европе, но считает, что их надо сначала вернуть на родину, а потом сдать в аренду на условиях законных владельцев.
Мвазулу Дьябанза: «Нам нужно провести ревизию и инвентаризацию, потому что президент Макрон обманывает, говорит, что во французских музеях примерно 90 тысяч вывезенных из Африки ценностей. Но есть еще частные галереи, поэтому никто не знает, сколько их всего. И эти частные коллекции хранятся у кого? Исключительно у потомков тех, кто нас грабил».
В Бельгии активисты движения Black Lives Matter проводят акции против бывшего короля Леопольда II. Его памятники либо обливают краской, либо просто сносят. Леопольда считают ответственным за страшные страницы колонизации бельгийского Конго или Заира, а также обвиняют в том, что именно он вывез из Африки тысячи предметов искусства для демонстрации их на всемирной выставке в Брюсселе 1957 года.
Хоть Мвазулу Дьябанза и гражданин Франции, но он как раз выходец из Заира, поэтому его гнев направлен сейчас именно на Бельгию. По его словам, как только закончится пандемия и откроют границы, он первым делом приедет в Брюссель и постарается