Принято считать, что алкозамок остановит пьяного водителя и не позволит завести автомобиль. Но оказалось, что прибор можно обмануть.
Установленный в машине алкозамок призван уберечь пьяного человека от попытки сесть за руль. Этот гибрид алкотестера и иммобилайзера не позволяет завести мотор, если водитель не прошел проверку. В Бельгии и скандинавских странах алкозамки используют больше 10 лет. Там это альтернатива лишению прав и серьезный удар по карману нарушителя.
Игорь Маржаретто, автоэксперт: «Это дорогая штука. Действенная, но дорогая. Я вам могу сказать, что в Швеции в пересчете на доллары сама установка стоит порядка тысячи долларов».
К этой сумме надо добавить цену самого прибора и ежемесячную плату за обслуживание. В России алкозамками машины оборудуют только крупные организации.
Андрей Забродин, генеральный директор компании — перевозчика опасных грузов: «Прибор стоит порядка 1000 евро. На фоне 100 с лишним тысяч стоимости машины это не такая значимая сумма. Случаев выявления пьяных не было. С точки зрения имиджа, наверное, окупается».
С 2022 года каждый новый автомобиль в Европе будет с разъемом для подключения алкозамка. Как будут внедрять замок в России, пока решают в Минпромторге. Устройство стоит 80 тысяч.
Первое, что пробуют желающие обмануть прибор, — внешний источник воздуха, например, шарик или насос. Чтобы одурачить прибор придется, надуть шарик, например, насосом. Но не поможет. Дело в том, что современный алкозамок умеет определять не только пары алкоголя. Обмануть его, накачав обычным воздухом, а не выдохом, не получится.
Фархад Мамедов, представитель компании — производителя алкозамков: «Множество датчиков, которые используются здесь, они с точностью определяют, человек это или нет. Там есть понятие и объема, и температуры, и влажности».
Чтобы обмануть алкозамок, можно попросить дунуть в него похожего. Эксперимент программы «Главная дорога» показал, что отказался помочь пьяному автомобилисту лишь каждый десятый. Люди отзывчивые. Но даже человеческие чувства и заблуждения против бездушных технологий бессильны.
Андрей Забродин: «У нас установлены камеры. Две из них находятся в кабине».
С алкозамком попытались разобраться специалисты по автомобильной электрике. Задача — найти простой способ завести машину в обход устройства. У профессионалов работа заняла не больше 20 минут.
Эдгар Шомахов, специалист по автомобильной электрике: «Мы в автомобиль установили маленькую кнопочку, при переключении которой можно будет машину завести. Стоит это от 500 до 1000 рублей, в зависимости от наглости установщика».
Уехать на такой машине можно. А вот избежать наказания не удастся.
Дмитрий Баринов, интергрирует в автомобиль «умные системы»: «Любое вмешательство записывается в энергонезависимую память устройства. Даже если отключить его на долгое время, все равно эти события останутся».
Алкозамок можно оснастить системой связи. Например, в Швеции все приборы постоянно отправляют данные в диспетчерскую.
Дмитрий Баринов: «Телематический блок подключен к Интернету по сети GSM».
Попытки внедрять замки в России уже были. Например, ими хотели оснастить школьные автобусы. Но постепенно от идеи отказались, потому что очень дорого. Большинство трезвых водителей скептически настроены к новой опции за дополнительные деньги.
Игорь Маржаретто: «Меня как водителя оскорбляет то, что меня заведомо считают алкашом».
Алкозамок пригодится там, где высока ответственность — например, водителям автобусов и перевозчикам опасных грузов.