Главный итог разговора Владимира Путина и Джо Байдена Россия и США впервые за очень долгое время смогли о чем-то договориться. И это что-то продление договора СНВ-3 без предварительных условий на пять лет. Договорились по телефону, обменялись нотами о согласии, отдали приказы быстро подготовить все, чтобы продление оформить без прерывания стажа к 5 февраля, дню его окончания.
С одной стороны, все прекрасно понимают: продлили — значит, не будет дорогостоящей гонки вооружений. С другой стороны, никто сейчас не понимает, пять лет — это много или мало? Насколько это достаточно на то, чтобы страны проанализировали все угрозы и вызовы и в деталях проработали все документы, которые смогли бы согласовать все стороны?
Ален Корвез, полковник, бывший советник министерства обороны и министерства внутренних дел Франции : «То есть русские отталкивались сейчас от того, что они неожиданно для всех смогли создать новые типы вооружений. Хорошо, что теперь „Авангард“ и „Сармат“ решено подчинить этому новому договору, но мы же должны понимать — русские не стали бы так яростно изобретать
На другом конце поля другие объяснения.
Дженнифер Псаки,
Джон Корнин, сенатор США от штата Техас: «Путин всегда заявлял, что готов продлить договор. Трамп не хотел. Путин сделал ставку, что Байден будет благосклоннее в таких вещах. И получается, его ставка выиграла».
Это, правда, напоминает уже игровое поле, в котором нужно заранее делать ставки. И уже The Times пишет: из разговора Байдена с Путиным понятно главное. Байден не повторит слова Буша: «Я посмотрел в глаза Путина и увидел там друга». Не станет, как Обама, играть в пластиковую коробочку с надписью «Перезагрузка». Он будет, как Рейган, помнить, что перед ним «империя зла».
Скотт Риттер, инспектор Организации Объединенных Наций по оружию в Ираке (
Ричард Блэк, сенатор штата Виргиния (
Байден не может не помнить, что самой дорогой в истории игрой с русскими в войну для Америки были звездные войны Рейгана. Тогда посол сша в ООН Джи Киркпатрик сетовала: «Русские играют с нами в шахматы, а мы с ними в монополию. И непонятно, что случится быстрее — они нам поставят мат или мы их обанкротим».
Скотт Риттер: «Получается, тогда проиграли оба. Советский Союз распался, пытаясь выиграть в этой гонке вооружений, а мы получили такой внешний долг, что сейчас нам это аукается. Те, кто сейчас выступал в Конгрессе против продления договора, просто безумцы. У нас нет денег на новую гонку».
Ричард Блэк: «Вспомните, куда уже однажды нас завела игра в войну. Линдон Джонсон воевал во Вьетнаме, обещая Америке и пушки, и масло. В результате мы учуть не захлебнулись от инфляции. А сейчас ситуация еще хуже — мы просто останемся нищими, если будем играть в эту игру».
Уже понятно, что продленный договор — это не точка, а лишь запятая в большой игре. В шахматы или монополию — неважно, в любом случае ставки сделаны давно и сейчас лишь повышаются.