Горожане привыкли, что где-то постоянно воют сирены. Автомобилисты обязаны уступать дорогу транспорту со спецсигналами, но порой не успевают это сделать и очень дорого за это платят.
В Череповце сын Михаила Соколова погиб, когда ехал на зеленый, а на перекрестке его протаранила пожарная машина. Мужчина не раз задавался вопросом: как сын не услышал сирену? Ответ он узнал, когда сам оказался на этом перекрестке.
Михаил Соколов, отец погибшего водителя: «Вылетает скорая не на бешеной, но на нормальной скорости. Сигнал был только за домом слышен, уже после того, как машина пролетела перекресток».
Кто виноват в смертельном ДТП, выясняют уже больше года. Уголовное дело до сих пор не возбуждено.
На Алтае регистратор скорой помощи записал, как карета мчится на красный, а справа не успел остановиться Михаил Олькин. В аварии он винит водителя скорой. Ведь водители спецтранспорта могут отступать от правил, лишь убедившись, что им уступают дорогу. Но виновником признали Михаила, хотя эксперты установили, что водитель легковушки не мог предотвратить столкновение.
Сергей Радько, адвокат: «Если есть включенный спецсигнал звуковой и световой, то, как правило, суды считают, что водители такого транспортного средства имеют преимущество».
Но бывает, что виновными признают и водителей спецмашин. Водитель скорой помощи Ваха Бийсолтанов клянется, что всегда сбрасывал скорость, чтобы посмотреть, что дорога свободна, но не предполагал, что наперерез промчится дорогой кроссовер. Экспертиза установила, что Audi мчалась со скоростью почти 70 километров в час при разрешенных 40, у водителя была возможность оценить ситуацию, но виноват оказался водитель неотложки.
Игорь Смелов, эксперт, автотехник, кандидат юридических наук: «В чем его вина? Скорая помощь уже едет по перекрестку, а этот еще только приближается. Он ее не может не видеть. Правда, для этого надо смотреть по сторонам».
За то, что не пропустил машину со спецсигналами, наказывают штрафом до 5 тысяч рублей или лишением прав до года. Но ученые подтверждают, что в городском шуме слишком много звуков: мешает громкая музыка, сбивает с толку гуляющее между зданиями эхо.
Сергей Сысоев, руководитель отдела Независимой экологической экспертизы: «Не совсем визуально понятно, откуда этот звук раздается, он может отражаться и не сразу доходить до уха автомобилистов».
Минимизировать число таких аварий пытаются инженеры и программисты. В Америке уже испытали «умный» перекресток. Похожую систему с камерами и датчиками тестируют в Самаре, Тамбове, Новосибирске, Курске и Волгограде.
Ярослав Федосеев, представитель компании — разработчика системы оповещения: «Водители заранее будут получать информацию о том, что приближается автомобиль скорой помощи, ГИБДД, пожарная или любая другая машина экстренного реагирования».
Чтобы технология заработала, передатчики нужно поставить во все спецмашины. Программа «Главная дорога» советует: едете за рулем — слушайте город, убавьте громкость магнитолы, притормозите перед перекрестком, посмотрите по сторонам, это позволит сэкономить уйму времени на суды и экспертизы.