27 января Петербург традиционно будут называть Ленинградом. Это самый главный день в жизни Северной столицы. Своя победа, без которой была бы немыслима всеобщая победа в Великой Отечественной войне. Свою пронзительную историю НТВ рассказала жительница Гатчины Валентина Клеопина.
Валентине Митрофановне 93 года. Сегодня она живет в Гатчине, которая, как и Ленинград, отмечает очередную годовщину освобождения от фашистов. Но все военные годы с семьей прожила на Большой Зелениной — блокада прошла перед глазами.
В начале войны она вместе с двумя сестрами и младшим братом могла эвакуироваться. Но когда семью поместили на разные баржи, которые уходили по Ладоге на восток, мама забрала детей и отказалась уезжать. Чуть позже выяснится, что одно из судов было затоплено.
Через неделю после возвращения в город девочка, которая шла на Гатчинскую улицу навестить тетю, попала под бомбежку.
Но самое страшное началось в первой половине ноября
Валентина Клеопина, житель блокадного Ленинграда: «Мама нашла столярный клей. Мы его ели, студень варили. Потом мама нашла горчицу. Стала лепешки с горчицы варить. Съели все папины ремни, мамины кожаные туфли. Шурик уже не вставал, мама почти что уже не ходила».
Шансы на то, что при тотальном голоде семья выживет, таяли на глазах. 27 января не стало
Пережив с сестрами и мамой блокаду, Валентина Митрофановна работала на Монетном дворе, обрабатывала отштампованные медали и ордена. Потом училась в техникуме. Однажды в августе
Этого мужчину звали Дуайт Эйзенхауэр. Через восемь лет он станет
Валентина Клеопина, житель блокадного Ленинграда: «Он мне сказал: „Будь хорошей девочкой, учись, никого не слушай живи