Сегодня легендарному советскому фильму «Броненосец Потёмкин» исполняется 95 лет. Эта культовая работа Сергея Эйзенштейна стала настоящим учебником для режиссеров по всему миру. Сцены из ленты цитировали признанные мэтры жанра во множестве международных кинохитов. Если некоторые мастера создавали свои творения годами, то Эйзенштейн снял свой шедевр в удивительно короткие сроки.
Удивительно, как очень политический фильм, заказанный к юбилею революции, завоевал признание, стал культовым и навсегда вошел в список шедевров мирового кино? Лента еще и снята очень быстро — меньше чем за 6 месяцев.
За несколько недель до официальной премьеры проходил закрытый показ картины в Большом театре. Но все делалось в спешке, к назначенному времени съемочная группа едва успевала закончить монтаж, а пленку с последней частью фильма везли в Большой, когда зрители уже смотрели картину. Казалось бы, где уж тут режиссеру думать о гениальных решениях?
Кирилл Разлогов, киновед, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России: «Картина действительно была новаторская по кинематографическому языку. И она очень сильно эмоционально воздействовала на аудиторию. Такие моменты, как одесская лестница, такие метафоры, как пенсне висящее, которое обозначает, что человек упал за борт. Это все вещи потом стали классикой».
Взять хоть эпизод с коляской во время расстрела толпы на одесской лестнице. Он повторен в разных фильмах самыми разными режиссерами. Коляска появляется в «Неприкасаемых», ироничная версия кадра есть в «Симпсонах».
Фильм, конечно, далек от исторической правды. И восстание матросов на «Потёмкине» развивалось иначе, и расстрела толпы на лестнице в Одессе не было.
Александр Поздняков, режиссер, драматург, кинокритик: «Он мог пойти против
Сама легендарная картина за десятилетия обросла легендами. Одна из них о том, что Эйзенштейн якобы знаменитую массовую сцену придумал, прогуливаясь у одесской лестницы, поедая вишню и сбрасывая косточки на ступеньки.
Александр Галяс, искусствовед, историк: «Якобы стук этих косточек — тук, тук, тук — надоумил его создать ритм этой сцены. На самом деле это полная ерунда по двум причинам. Первое, это то, что Эйзенштейн был
Но абсолютная правда — история о мальчике, которого режиссер случайно встретил в одном из одесских дворов и создал один из самых запоминающихся в картине образов. Абба Глауберман станет потом знаменитым физиком и в кино больше не появится, хотя Эйзенштейн и хотел снять его еще в своем новом фильме.
Михаил Глауберман, сын Аббы Глаубермана: «Когда ассистент Эйзенштейна обратился к родителям, к отцу Аббы, то получил категорический отказ. А Абба в свою очередь получил небольшую взбучку за то, что он проявил желание участвовать».
Еще одна история, ставшая легендой, про красный флаг в
Анна Бон, киновед, координатор проекта реставрации фильма «Броненосец Потемкин» (в
Интересно, что саму картину на родине не сразу смогли оценить по достоинству. Прокатчики не слишком верили в успех фильма. Только после сенсационной премьеры в Германии, фильм вернулся в Советский Союз в статусе культового.