Молдавия переживает не самый легкий период своей жизни. После инаугурации нового президента в стране заговорили о том, что Молдавия утратила свой суверенитет.
В 1991 году, когда Молдавия обрела независимость, на ее территории действовали около 30 так называемых неправительственных и некоммерческих организаций (НПО и НКО). Сейчас их 14 тысяч. Они объединяют 82 тысячи активистов, на их содержание западные фонды тратят свыше 100 миллионов евро в год. Есть статистика: каждый третий чиновник в стране — выходец из того или иного НКО, каждый четвертый — воспитанник Фонда Сороса.
Богдан Цырдя, депутат парламента Молдавии: «В Молдове существует параллельная власть, которая может бойкотировать, саботировать решения правительства, выводить людей на улицы, которая имеет людей во всех структурах власти».
Депутат много лет собирал данные о работе прозападных НПО и НКО. Получился объемный том, автор планирует в скором времени перевести его с молдавского на русский.
Западные спонсоры не просто так вложили в молдавские НКО и НПО порядка миллиарда евро. Они ждут отдачи в виде продажи плодородных земель, приватизации прибыльных предприятий. Этакая монетизация влияния. Есть и политическая составляющая, на НПО западные страны возлагают деликатные поручения, которыми не могут заниматься напрямую.
Сергей Михеев, политолог: «На постсоветском пространстве одна из главных задач у них — это установление политических режимов, которые будут создавать проблемы для России, и вытеснять с постсоветского пространства, чтобы по периметру границ России создавать такой пояс напряженности».
Если представить доску почета близкого круга нового президента страны Майи Санду, то из 13 депутатов ее фракции 11 натренированы Фондом Сороса. И сама Санду прошла через то же горнило — была сенатором Фонда в Молдове.