Считавшаяся символом социалистического строя гостиница «Москва» 85 лет назад открыла свои двери для счастливых советских людей. В 2004 году, через 13 лет после распада СССР, решено было снести и «Москву». Но это тот самый случай, когда более полувека истории не могли исчезнуть в пыли демонтажа. И хотя сейчас здание, по сути, новое, это все равно архитектурный памятник ушедшей эпохи.
Королевский люкс за полтора миллиона рублей — самый дорогой номер в самой дорогой гостинице России. Его площадь достигает 380 метров, помещения связаны арками и коридорами, можно заблудиться.
По виду из окна несложно догадаться, что речь идет о бывшей гостинице «Москва», ее правой башне. В номере есть комната для охраны, сауна и даже ледопровод. В стене проходит труба, по ней лед идет из генератора в номера класса люкс. На личной террасе можно в гордом одиночестве пить кофе с видом на Кремль.
Один из эпизодов фильма «Цирк» снимали, когда гостиница только открылась. Она считалась лучшей, потому что советская. До «Москвы» самых статусных гостей принимали буржуйские «Националь» и «Метрополь».
Татьяна Воронцова, москвовед: «Гостиница входит в парадный московский пейзаж. Когда в фильме хотели показать, что действие происходит в Москве, показывали „Москву“. Например, в фильме „Подкидыш“».
Долгие годы у «Москвы» была лишь одна рабочая сторона — гостиницу всегда снимали слева, под нужным градусом она и на этикетке той самой «Столичной». А все потому, что справа первое время ничего не было. И эта «Москва» не сразу строилась. Но работы закончились, а симметрии не добились.
Популярная байка гласит, что архитекторы сделали два проекта, поместили их на один лист бумаги и отнесли Сталину. Он якобы поставил подпись посередине. Никто не стал переспрашивать, поэтому правое крыло построили из первого проекта, левое — из второго. Это, конечно, неправда. По одной из версий, разные фасады — памятник раздолбайству.
Елизавета Лихачёва, директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева: «Савельев и Стапран были плохими администраторами. Там был бардак. Прорабы ругались с рабочими, архитекторы — друг с другом. На один участок пришла одна документация, на другой — другая».
По другой версии, это памятник склокам, когда можно одной рукой чертить, а другой — строчить друг на друга доносы, как, собственно, и делали архитекторы Щусев, Савельев и Стапран. До сих пор непонятно, кто там что строил — не было взаимопонимания у строителей.
Елизавета Лихачёва: «Парадоксальная история. Если бы Савельев не написал донос на Щусева, то его имя не стали бы вычеркивать из всей документации».
Ради кого эту советскую «Москву» возводили?
Раймонд Паулс, композитор: «Считалось честью попасть туда. Но самое смешное, что в ванных были тараканы».
Депутаты и делегаты, ударники труда, начиная с
Алексей Сидоров, президент Российской ассоциации сомелье: «В меню был борщ „Московский“, салат „Столичный“. Это был ресторан на 650 мест, колонны, потолки расписаны вручную. Стояла очередь, швейцар был с усами, все ему давали трешку, чтобы пропустил — но нет. А вот за десятку — пожалуйста».
Сейчас на месте того самого ресторана находится бальный зал. За несколько сотен тысяч рублей в нем можно отпраздновать свадьбу. Колонны, конечно, не родные, как и все остальное. Советскую «Москву» в
Гостиничных номеров стало почти в 10 раз меньше, три четверти площади занимают апартаменты, парковка и торговый центр. «Москва» в очередной раз сменила имидж. Советские сезоны закончились.