Суд в Париже выносит приговор 14 соучастникам нападения на редакцию журнала Charlie Hebdo. Трое непосредственных исполнителей преступления были застрелены полицией в ходе отражения террористической атаки в январе 2015 года. Арестованные позднее сообщники убитых террористов, по убеждению следствия, сыграли важную роль в подготовке этого теракта. Обвинение запросило сроки вплоть до пожизненных.
Нападение на Charlie Hebdo стало во Франции первым в целой череде громких террористических актов. За последние 5 лет полиция сообщила о сотнях пресеченных терактов, десятках арестованных за радикализм.
После недель рефлексий и консультаций, прошедших с момента октябрьского теракта в Ницце, французское правительство одобрило законопроект об укреплении республиканских принципов, который призван защитить статус страны как светского общества и противостоять радикальному исламизму.
Жан Кастекс,
Во Франции, по разным оценкам, проживает от 6 до 8 миллионов мусульман, и 30% из них полагают, что нормы шариата важнее светских законов Франции. Хотя Эммануэль Макрон называл мусульманские общины Франции «этническим апартеидом», в итоговом варианте закона от формулировки «радикальный исламизм» решили отказаться. Но власти продолжают, что называется, разжигать.
Жеральд Дарманен, министр внутренних дел Франции: «В самой же Франции все верующие уважаемы. Но они исходят из прекрасной фразы Аристида Бриана: вера никогда не будет выше закона. Протестанты, католики, иудеи сделали над собой это усилие, мусульмане же тоже должны понимать, что у них не может быть никакого другого права выше республиканского».
Власти начали массовую проверку французских мечетей. В списке наиболее радикальных — 76. Закрыты могут быть 18. Новый закон прописывает, что все дети с трехлетнего возраста обязаны ходить в школу, домашнее обучение — только по медицинским показаниям. Религиозные организации отчитываются о пожертвованиях свыше 10 тысяч евро, полученных из других стран. И главное, никакого проявления религиозных убеждений или символики в рамках профессиональной деятельности.
Майкл Келли, профессор французского языка кафедры современной филологии Саутгемптонского университета: «Законопроект, если он будет принят, безусловно, создаст у мусульман Франции ощущение, что они подвергаются все большему давлению со стороны государства. А история прекрасно демонстрирует, что в условиях подавления религиозные убеждения лишь крепнут».
Поэтому власти решили начать массовую воспитательную работу. В нее включился и бывший президент Франсуа Олланд, который каждый день объезжает школы, где учатся в основном мусульманские дети. Но сами учителя говорят, что работать им все сложнее.