Великобритания отказалась пожертвовать своей островной независимостью. А Германия, по сути, взяла под контроль всю ситуацию в Европе.
Сегодня в Брюсселе можно было видеть непривычную для этого часа картину: председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и президент Франции Николя Саркози, борясь со сном, пытались объяснить журналистам суть решений, только что принятых на саммите ЕС. Ночь прошла в яростных, почти переходящих на личности, дискуссиях по спасению евро.
Что разговор не будет легким, стало ясно с первых же минут. Великобритания наотрез отказалась принимать так называемый план Меркель — Саркози, который предусматривает кардинальную бюджетную реформу ЕС. Натолкнувшись на лондонскую стену и высказав британцам все, что о них думают, остальные были вынуждены свернуть на запасной путь, который может привести к окончательному краху нынешней Еврозоны.
За дебатами наблюдал обозреватель НТВ Вадим Глускер.
Свежими и отдохнувшими 27 лидеров государств Евросоюза сегодня утром никак не выглядели. На сон у них оставалось не более полутора часов. Накануне традиционного ужина не хватило для обсуждения финансовых проблем единой Европы: переговоры продолжались 10 часов и закончились в 6 утра по местному времени. И лишь канцлер Ангела Меркель предстала перед журналистами энергичной и бодрой. Ведь именно Германия, по сути, взяла под контроль всю ситуацию в Европе.
Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «Я очень довольна результатом, потому что мы наконец смогли уйти от фальшивых компромиссов. Весь мир теперь увидит, что мы научились на ошибках прошлого. Что доверие и надежность — основа всего. А Британия никогда не была
Пассаж про Великобританию не случаен. Накануне
Дэвид Кэмерон,
Ответная реакция президента Франции была очень жесткой.
Николя Саркози, президент Франции: «Наши британские друзья, поймите меня правильно, это не критика. Мы, те, кто защищает евро и сполна хлебнул
Когда на седьмом часу переговоров стало понятно, что все 27 стран новый договор не подпишут, президент Херман ван Ромпей предложил промежуточный вариант: так называемый
Если еще сегодня утром позицию Великобритании поддерживали Швеция, Чехия и Венгрия, то второй день переговоров полностью изменил их позицию.
Херман ван Ромпей, председатель Европейского совета: «Я настроен оптимистично. Соглашение, которое мы спроектировали по итогам вчерашних консультаций, поддержат почти все члены союза — 26 из 27. Потому что мы все понимаем, насколько ценна наша общая валюта».
Новый договор должен появиться в начале марта. Конечно, пока речь не идет о расширении еврозоны. Любопытно, что Евросоюз сам в эту еврозону и превращается. А что делать с Великобританией — вопрос открытый. Неизвестно, останется ли вообще Соединенное Королевство в единой Европе, особенно после того, что произошло сегодня в Брюсселе.