Российские миротворцы уже больше месяца в Карабахе. МЧС отправляет туда сотни тонн груза, чтобы помочь наладить нормальную жизнь. Министры постоянно на связи со всеми сторонами и пытаются убедить их, что пора заканчивать этот конфликт. Наши военные, полторы тысячи человек, стоят сейчас живым щитом посреди Кавказа, чтобы остановить вражду. Терпеливо, день за днем стараются разобраться в любых возникающих коллизиях и проблемах. День за днем занимаются разминированием и разоружением.
Одна из задач миротворцев в Карабахе — круглосуточный, круговой обзор. По периметру поста работают комплексы видеоконтроля. Это уже не те временные наблюдательные пункты, которые миротворцы оперативно строили в середине ноября. Это капитальные посты с наблюдательными вышками и амбразурами, жилыми модулями, сушилкой, кухней и автономным электричеством.
Туда, где нет визуального контроля, но непростая ситуация, миротворцы при необходимости отправляют патрули. Так было и у поселка Бердашен, где опасный спор за ширину нейтральной зоны миротворцы оперативно разрешили миром.
Арно Никогосян, военнослужащий НКР: «Азербайджанцы приехали вчера к нам и сказали, что нужно на 150 метров передвинуть наши посты. Миротворцы пришли, сказали сейчас час дня, до 4 часов вечера вопрос будет решен».
Вопрос решили основательно — если азербайджанцы и армяне не могут договориться сами, их блокпосты на всякий случай нужно отводить зеркально. И никто в итоге не в обиде.
Азад Григорян, военнослужащий НКР: «Все нормально, ребята работают. Никогда такого не было, чтобы мы открыто стояли друг перед другом, а сейчас уже, так как русские здесь, уже все. Тихо очень там».
Тесное соседство не пугает и жителей поселка Тагавард, хотя раньше даже мысль об этом наводила ужас. Населенный пункт находится в кольце, и с основной частью Карабаха его связывает лишь одна дорога. Тагавард протяженностью семь километров — самое длинное село в Нагорном Карабахе. И единственное, разделенное войной. 3,5 километра остаются под контролем азербайджанцев, 3,5 — под контролем армянской стороны.
Трос с предупреждениями — пока вместо пограничного забора — делит поселок пополам, но в верхней его части остались школа, дом культуры, кладбище и ценное для крестьян имущество. Организовать отдельный доступ для армян на кладбище — вопрос срочный.
Борис Бадасян, житель села Тагавард: «Надежда только на миротворцев. В этом случае только на них».
Апрес Шахраманян готов часами говорить про свою уже особенную по местным меркам ферму. Там у него — тутовые сады, в другом месте — лошади, а на склонах гор — коровы. 86 голов после передачи Агдамского района оказались на подконтрольных Азербайджану землях. Фермер думал навсегда, оказалось — временно.
Апрес Шахраманян, житель села Красный базар: «Миротворцы помогли оттуда перевести сюда, в нашу сторону. Договаривались с азербайджанцами, чтобы не стреляли, ничего не делали».
Особые проблемы приграничных сел дополняют и традиционные вопросы послевоенного восстановления. Доставка гуманитарной помощи из России со дня на день начнется не только автомобильным транспортом. Повезут на поездах, ко вторнику обещают еще больше тысячи тонн груза, в их числе — электростанции, пожарные автоцистерны, стройматериалы для работ второго и третьего этапов.
В Мартуни и Мартакерте миротворцы готовятся после ремонта открывать больницы, а совместно с представителями Красного Креста — комнаты неотложной помощи в удаленных деревнях и селах. Туда, где помощь ждут сейчас, российские врачи уже приезжают сами.