Жители сразу нескольких районов Дагестана столкнулись с серьезной проблемой. К их домам и сельхозугодьям постепенно приближаются так называемые движущиеся пески. Всего за год они захватили уже тысячи гектаров степной местности. Люди винят в этом фермеров. Якобы их недобросовестные действия привели к тому, что пастбища стремительно превращаются в пустыню.
В надежде сдержать наступление песков Бегали Ханмурзаев строит баррикады. За год условную границу с пустыней фермер переносил трижды. Засыпало даже двухметровый забор. В этой схватке победа пока за стихией, но отступать уже некуда.
Бегали Ханмурзаев, фермер: «В последние годы все хуже, раньше такого не было. Было все нормально, трава была, а сейчас степи голые, почти пустыня».
Скудный травостой сказывается на здоровье домашней скотины — овцы и коровы теряют в весе, часто болеют и не дают приплод. Чтобы спасти животных от голодной смерти, фермеры вынуждены сокращать поголовье и закупать сено.
В этом году северные районы Дагестана пострадали от засухи и сильных песчаных бурь, не свойственных этому региону. У фермеров погиб весь урожай бахчевых.
Из года в год пустыня завоевывает все новые территории Ногайской степи. Всего за сутки тонны песка перемещаются с помощью ветра на сотни метров. С конца ноября в двух районах республики ввели режим чрезвычайной ситуации. Только в этом году площадь пустынь увеличилась на десятки тысяч гектаров.
Поселок Кумли находится в осаде уже третий год. Пустыня незаметно подбирается к жилым домам и заметает пастбища песком. Местные жители веками занимаются животноводством, для многих это единственный источник дохода. На грани разорения сотни ферм, тысячи людей могут стать экологическими беженцами.
Руслан Насыров, председатель собрания депутатов МО «Ногайский район» Республики Дагестан: «Стараемся поднимать вопрос на местном уровне, на региональном уровне, но пока нас не слышат».
Источниками всех бед жители Ногайского района называют глобальное потепление и систему отгонного животноводства. В советское время, чтобы сохранить миллионное поголовье, овец перегоняли с гор на равнину и обратно. В наши дни многие фермеры саботируют требования Минсельхоза и не уводят отары на летние пастбища, а пасутся круглый год в степи.