В последнее время в СМИ с пугающей регулярностью появляются новости о людях с психическими заболеваниями, которые во время обострений причиняют вред близким или даже совершают убийства. Совсем недавно во Владимирской области мужчина, состоявший на учете, похитил и почти два месяца удерживал в подвале первоклассника. Но как так вышло, что люди, которым поставили диагноз, оказались предоставлены сами себе?
Нынешняя система возникла после отмены советских законов, по которым на принудительное лечение можно было отправить практически кого угодно. Милиция и врачи самостоятельно могли решить, кого нужно изолировать от общества. В СССР это часто использовалось как один из репрессивных инструментов, поэтому в новой России правила радикально смягчили. Поместить в лечебницу можно либо после согласия самого пациента, либо по решению суда. В остальных случаях ставят на учет в психдиспансере и назначают лечение (как правило — таблетки). После этого никто не обязывает их самих регулярно посещать врача, а врачей — следить за их состоянием. По закону они ничем не отличаются от любого другого обычного больного.
Сергей Ениколопов, руководитель отдела клинической психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»: «Если я простой болезнью заболел, например, аппендицит, мне его вырезали и все, ни один участковый врач за мной не следит. Но в случаях психических заболеваний, особенно, когда это связано с сексуальными преступлениями, насильственными,
Все дело в том, что у врачей просто нет полномочий, чтобы
Лев Бертовский, криминалист, профессор РУДН: «На самом деле, конечно, психиатры ведут учет таких людей, назначают лечение. Но если человек не пришел, они не обладают
Предугадать обострение у человека, страдающего психическими заболеваниями, не всегда могут даже близкие люди. Пациент, его родственники, соседи и окружение остаются с проблемой, по сути, без профессиональной помощи. Помочь им некому, пока и у полиции, и у медиков не появится эффективного и законного инструмента для профилактики и социальной адаптации таких больных.