В одной из деревенских школ Пермского края 73 из 86 учеников живут в приемных семьях.
В деревне Дойная нет нормальных дорог, но к этому жители привыкли. Здесь почти не ловится связь и Интернет, но никто не жалуется. Когда же в деревне почти закончились дети, это стало настоящей катастрофой.
Светлана Абакшина, директор средней общеобразовательной школы: «В 2000 году у нас в школе было примерно
Молодежи в деревне почти не было, надеяться на демографический подъем бесполезно, поэтому Светлана Абакшина, тогда работавшая завучем местной школы, решила взять приемных детей из ближайшего интерната. С тех пор в Дойной локальный
Светлана Абакшина: «У меня вообще 22 ребенка. Из них 21 — это приемные. Даша маленькая, Наташа, Лена, Максим, Вадим, Полина, Кристина, Ксюша, Алина…»
Сначала коллеги, что называется, крутили у виска и присматривались, потом крутили соседи, а в итоге сами стали брать приемных детей. Всего в Дойной больше 20 замещающих семей, а в местной школе из 86 учеников 73 — приемные. Из почти 450 жителей Дойной, треть — молодежь до 18 лет. Людмила Никитина уже не помнит, какие аргументы перед усыновлением подбирала для себя.
Людмила Никитина, учитель математики средней общеобразовательной школы: «У Жанны с Кариной очень тяжелая жизненная ситуация, их мама бросила. Мама просто взяла и уехала. Такой поступок мамы не укладывается просто. Как можно назвать женщину мамой, если она может так легко оставить девочек? Поэтому я не раздумывала, не сомневалась».
Родные дети уже выросли, дома сейчас семеро приемных, каждый при деле. В школе для них она Людмила Геннадиевна, а дома — мама.
Людмила Никитина: «Знаете, я безумно боялась, что позвонят кровные родители, а что я им могу сказать? Я безумно боялась этой ситуации. Прошло 10 лет, никто мне не позвонил и никто не поинтересовался».
А еще в деревню пошло финансирование, ведь если есть дети, то заявка выиграет грант на новый стадион или спортивную площадку. Но оказалось, деньги — это не только про пользу, но и про зависть.
Светлана Абакшина: «Прямо так и говорили: вы берете детей ради денег. Конечно, не в лицо, это были просто разговоры, но тот сказал, другой сказал».
Приемные родители поначалу оправдывались, что не такие это и великие выплаты на ребенка, что все деньги идут только на детей, а потом решили: пусть посмотрят на улыбки и сами ответят, где им лучше — здесь или в детском доме.
В основном подросшие дети после школы все уезжают в города. Это уже не проблема Дойной, а проблема вообще деревень, которую частным добрым порывом не решить.