В Курской области прокуратура выясняет, почему жители целого села оказались отрезаны от цивилизации. Уже несколько лет люди не могут добиться, чтобы в их населенном пункте построили мост и дорогу. На единственной улице нет ни магазинов, ни почты, ни автобусной остановки.
Про еще недавно процветающее село Стужень теперь местные говорят: Стужень никому не нужен.
Светлана Прасолова, многодетная мать: «Ездить невозможно. Детям в школу, пешком по грязи, вообще невозможно».
Стуженскую школу закрыли 4 года назад.
Данил Холин, ученик
Поход в магазин по крутым косогорам для пожилых людей — тяжелейшее испытание.
Нина Попова, местная жительница: «У меня сын — инвалид. Кто поедет? Мне 78 лет!»
Когда у бабушки Люды случился гипертонический криз, скорая помощь проехать к ней не смогла, сын на руках нес ее до асфальта. Медпункт в селе тоже закрыли. К врачам люди вынуждены ехать в соседнюю Белгородскую область или в Курск на попутках за 100 километров. Общественный транспорт не ходит. За последние годы, чего только не было — и дома горели, и люди умирали, не дождавшись экстренной помощи.
Людмила Бурцева, местная жительница: «И по неделе и по две бываем без хлеба. Машина не проедет — бездорожье, снег. Никого это не интересует. Глава сельской администрации у нас вообще не бывает, а районный боится, что мы пожалуемся. Кидаются на нас, вам как не было дороги, они говорят, так и не будет».
Не могут одинокие старики добиться и помощи социальных служб. К бывшей доярке Марии Быковой прикреплен соцработник, но бабушка и соседи говорят, что за год к ней приходили лишь однажды, чтобы сделать фото для отчета.
Соседка: «Она всем платит из пенсии, а соцработник сколько лет деньги получала, как бы ее заставили вернуть те деньги».
Есть на улицу Заречную и короткий путь — около километра через реку Оскол. Пешеходный переход жители вынуждены были соорудить сами еще 10 лет назад, когда старый деревянный сгнил. Дорожку выложили из автомобильных покрышек и засыпали землей, из труб и бетонных плит сделали мостик. Думали, что мера временная.
Елена Иваниченко, старший помощник прокурора Мантуровского района: «Как показала проверка, техническое состояние моста никем не контролируется, собственника он не имеет. Это создает угрозу для жизни и здоровья граждан».
Осенью и весной переход через реку и подходы к нему затапливает. Почтальон Любовь Быкова — главная связь для стариков. Женщина проходит десятки километров за день, чтобы доставить не только пенсию, но и предметы первой необходимости.
Любовь Быкова, почтальон: «Пока дождей мало, сейчас несколько дней — и не пройдешь, будет вода сплошная. Иду вокруг по бездорожью, грязь, метель, дождь. Приходишь домой, вся грязная и мокрая. Разносим, что люди просят, за копеечную зарплату. Зарплата 5 тысяч рублей».
В конце прошлого года областные власти пообещали, что мост построят в 2020 году. Но вместо мостостроителей здесь появился экскаватор, который уничтожил береговую линию реки Оскол. В сельсовете сообщили, что это были работы по очистке русла от сухих деревьев и борьба с подтоплениями.
Владимир Марфин, местный житель: «Но в итоге, если посмотреть, видно, что никто ничего не расчищал. Тут как были сухие ветки, поваленные деревья, грунт».
Еще 8 лет назад суд признал незаконным бездействие местных властей, которые не приняли мер по обеспечению безопасности дорог общего пользования и перехода через реку. Суд обязал чиновников провести паспортизацию сельских дорог в течение полугода, но решение суда не исполнено до сих пор. Глава сельсовета отвечает, что исполнить судебное решение невозможно, потому что объектов для паспортизации нет, так как вместо дорог одни направления и
Владимир Барков, глава администрации Ястребовского сельсовета: «Да, действительно, пора дороги с твердым покрытием, но нет такой возможности, тем более в администрации сельского совета».
Нехваткой бюджетных средств объяснил многолетнее бездействие и районный глава. По оценке прокуратуры, строительство дороги обойдется в 48 миллионов рублей, по расчетам областных властей, — в