Водителям, которые не любят пристегиваться и не выпускают гаджеты из рук даже за рулем, будут приходить штрафы. Наказывать собираются с помощью современных камер и нейросетей. Но смогут ли работать новые системы при старых законах? Ведь на снимках порой трудно разобрать даже номер машины, не говоря о том, что происходит в салоне.
Столичный департамент транспорта объявил об успешном тестировании системы, способной без участия человека распознать, пристегнут ли водитель и держит ли он в руке телефон.
Егор Чернов, заместитель руководителя дирекции фотовидеофиксации ЦОДД правительства Москвы: «Система обучалась на тысячах снимков. Нейросеть, работающая в Москве, способна безошибочно определять руль, руки, телефон в руках водителя или непристегнутый ремень безопасности».
Водители и эксперты сразу заговорили о том, что опять будет много несправедливых штрафов. Проверка программы «Главная дорога» показала, что даже на профессиональных камерах с нескольких шагов порой не разобрать, пристегнут ли ремень. Что уж говорить о развешанных над дорогами комплексах фиксации.
Пётр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок»: «Никто не увидит черный ремень на черной одежде, ни сотрудник ГИБДД, ни камера, а водитель должен будет доказывать, что он был пристегнут. Налицо просто обвинительный характер этой системы. Или получается, что я в черной одежде не могу ездить за рулем автомобиля?»
Не уверены в совершенстве искусственного интеллекта и сами разработчики комплексов фиксации.
Сергей Ласкин, руководитель компании — разработчика систем фотовидеофиксации: «Типичный материал показывает, что видно руку на руле, больше ничего. Пристегнут ли человек? Понятия не имеем. На лобовом стекле висят
Нейросеть — искусственный мозг, его нужно обучать. Три года ушло на то, чтобы камеры почти без ошибок научились распознавать номера с ограниченным сочетанием символов. С телефонами и ремнями все сложнее.
Сергей Ласкин: «На это уйдет, я думаю, может быть, год, может быть, два, потому что вариантов очень много, разных моделей автомобилей, разной освещенности, разных погодных условий, разных ракурсов этих камер бесконечное множество».
Автоматически штрафовать за эти нарушения уже пытались в Татарстане, но передумали еще шесть лет назад, поручив работу инспекторам.
Айрат Самигуллин, заместитель начальника отдела УГИБДД МВД по Республике Татарстан: «За 10 месяцев текущего года привлечены к ответственности более 9 тысяч водителей. Применяемые на территории Республики Татарстан технические средства не имеют технической возможности фиксировать данный вид нарушений в автоматическом режиме».
Отвлекаться на гаджеты на ходу опасно, но формально правила запрещают только пользоваться телефоном без hands free, за это нарушение выпишут штраф в размере 1500 рублей.
Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России: «У большинства водителей не телефоны. С точки зрения гостов наших и стандартов, это смартфоны. А про смартфон в ПДД вообще ни одного слова нет».
Сейчас нет наказания за то, что водитель на ходу читает соцсети или пишет в мессенджер. Но в московском департаменте транспорта заявляют, что штраф придет даже за то, что гаджет оказался в руках водителя.
Антон Шапарин,
В правилах запрет на разговоры по телефону появился в 2011 году. Эта норма давно отстала от прогресса, ведь уже есть смартфоны, планшеты, встроенные мультимедийные комплексы с выходом в Сеть.
Дмитрий Митрошин, начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России: «Появляются новые устройства, появляются новые способы коммуникации. Надо, наверное, вообще запретить любое использование телефона, написание сообщений и даже использование навигатора во время движения, ввод адреса, прокрутку карты, потому что объективно это очень сильно отвлекает».
Эксперты уверены, что при желании переписать пункт правил несложно.
Антон Шапарин: «В ряде стран, например Европы, водитель не может взять в руки не то что мобильный телефон, но и любой другой предмет. За это выписывается штраф автоматически. Руки водителя должны быть на руле».
Чтобы не было ошибок, информацию, по словам разработчиков, будут перепроверять люди и трактовать сомнения в пользу водителя. О качестве таких проверок знают все. То Daewoo Nexia разгонится за 200 километров в час, то штраф придет на машину, которую вез эвакуатор. За качество решений тоже должна быть ответственность.
Пётр Шкуматов: «Если водитель доказал свою невиновность, потратил свое время, государство должно такому водителю выплачивать компенсацию в размере 20 тысяч рублей. Тогда чиновники будут чувствовать свою ответственность».
Начать нужно с упрощения процедуры обжалования постановлений через Интернет, иначе снова будет проще заплатить, чем доказывать правоту, следовательно, результатом работы сложной и дорогой нейросети будет что угодно, кроме безопасности на дорогах.