Бывшие и нынешние обитатели международной космической станции сегодня отмечают 20-летие ее работы в пилотируемом режиме. К круглой дате они пришли с четким осознанием, что МКС это не международная коммунальная квартира, как ее иногда называют журналисты, это единый организм, неподвластный никаким вирусам.
Сергей Крикалёв,
2 ноября 2000 года российский космонавт Сергей Крикалёв открыл не просто люк международной орбитальной станции, а новую страницу в истории освоения космоса. Вместе с еще одним россиянином Юрием Гидзенко и американским астронавтом Уильямом Шепердом две недели они настраивали системы МКС, делали все, чтобы станция ожила и начала работу в штатном режиме.
Сергей Крикалёв: «Первая задача была сделать телерепортаж. И я помню, мы еще в корабельной одежде, в комбинезонах, в белье с корабля еще включили камеры. Мы были полностью загружены работой, было интересно, было трудно достаточно. Такой это был интересный вызов для нас, и, к счастью, мы с этим вызовом справились».
Но по сути это был уже второй полет Сергея Крикалёва на МКС. Первый он совершил двумя годами ранее, в конце
Роберт Кабана, астронавт NASA: «Меня тогда все СМИ перед полетом спрашивали, кто будет первым космонавтом на МКС? И я им не говорил, я даже экипажу не говорил. Я дождался, когда открыли все люки и позвал Сергея. И мы вместе люк за люком вошли на станцию. Так что не было никакого первого космонавта на МКС».
Спустя 20 лет после начала грандиозной стройки в космосе МКС — самый большой объект, кода либо созданный человечеством за пределами земли. И сегодня станция, конечно же, совсем не похожа на то, с чего начиналась. Сейчас МКС — это 15 основных модулей общей массой больше 400 тонн. По размеру вместе с солнечными батареями она, как половина Красной площади. А по значимости для науки станция — самая уникальная лаборатория с поистине неземными возможностями.
Михаил Корниенко,
Сложно предположить, сколько еще будет длиться «плавание» МКС. Изначально рассчитанная на 15 лет станция уже проработала 20. Пока эксплуатация продлена минимум до 2024 года, и это, скорее всего, не финал ее истории.