Опера «Идоменей» будет идти на сцене Московского камерного музыкального театра.
Сегодня на сцене Московского камерного музыкального театра дают премьеру. Скандально известная в Европе опера «Идоменей» никогда не ставилась в России. Творческая интерпретация Рихардом Штраусом произведений Моцарта была актуальна в Германии в
Корреспондент НТВ Алексей Ивлев впечатлился.
Эта премьера, безусловно, станет театральным открытием года. Рецепт успеха, по словам
Геннадий Рождественский,
Сама история появления этой редакции оперы заслуживала бы пера Стефана Цвейга, близкого друга Рихарда Штрауса, но, увы, писатель просто не успел положить эту историю на бумагу, считает Рождественский.
За смелую правку самого Моцарта, — а Штраус не только сократил почти пятичасовое произведение вдвое, но и добавил в нее собственные ставки, изменил имя главной героини, — волна гнева обрушилась на Штрауса. Но он отмел все стрелы критиков, заявив: «Я знаю Моцарта в 10 раз лучше, чем они, а люблю я его в 100 раз больше». Поэтому то, что зритель увидит на сцене Камерного музыкального театра, гениальный дирижер Геннадий Рождественский назвал емко: это Моцарт под соусом Штрауса.
Геннадий Рождественский «Самое главное, что, я думаю, вас порадует, это финал оперы. Целиком написанный Штраусом в своей собственной манере без оглядки на Моцарта, а только, как мне кажется, с огромным пиететом к Моцарту».
Помимо динамичного сюжета, берущего начало с момента падения легендарной Трои, вмешательства богов с Олимпа в судьбы людей, у этой оперы Моцарта и Штрауса еще много других слоев, которые не сразу были поняты. Интересно, что современники не оценили по достоинству «Идоменея». При жизни автора он ставился всего лишь два раза. Между тем, получив заказ на греческую трагедию, Моцарт включил в нее все возможные сюжетные линии. Тут и, по сути, боевик, и фильм ужасов, и есть еще любовная сюжетная линия. Не случайно, что именно в начале
Белокурая бестия Исмена, критики позднее нарекут ее Геббельсом в юбке, призывает к чистоте эллинской крови, препятствует любви сына греческого царя и троянской принцессы. Изменив последний акт оперы, Штраус словно говорил: тиранов ждет расплата за их кровавые жертвы. И именно такой финал в очень интересной постановке на сцене Камерного музыкального театра.