Государство тратит на поддержку отечественного кино все больше, а российские фильмы все меньше собирают в прокате. Что сейчас влияет на кассовый успех картин, по каким законам живет российский кинорынок и как все устроено на Западе?
Сегодня в Белом доме был киновечер: на заседании Совета по кинематографии, куда пригласили известных режиссеров, обсуждали, как раскручивать отечественные фильмы и какими эти фильмы должны быть. Корреспондент НТВ Сергей Морозов выяснял, можно ли спасти российский кинематограф.
Этот год был
Когда правительство только собиралось выделить миллиарды на развитие кинематографа, планировалось, что к 2012 году наши фильмы займут треть проката. Вместо этого в 2010 году российские фильмы принесли около 15% кассы, а в этом году еще меньше — около 10%.
Сегодня
Главный вывод — существовавшая раньше модель государственной поддержки отечественного кинопроизводства, когда деньги выделялись Министерством культуры почти всем понемногу, себя не оправдала и даже сыграла плохую службу. Полтора года назад заработала новая схема: деньги выделяет специальный фонд, и только зарекомендовавшим себя с лучшей стороны кинокомпаниям.
Фильмы, созданные при такой модели господдержки, выйдут на экраны в ближайшее время. Но тут российские прокатчики столкнутся с другой проблемой. Насмотревшись откровенно плохих российских фильмов, кинозрители все меньше горят желанием ходить на наше кино. О необходимости вернуть доверие аудитории говорил сегодня на заседании Совета по развитию отечественного кино Владимир Путин. Он привел пример Голливуда
Владимир Путин,
Российские киношники смотрят в будущее с оптимизмом, но реально. Они признают, что победить Голливуд невозможно, но надеются вернуть себе хотя бы 25% рынка кинопроката.
Продюсеры сваливают вину на прокатчиков: мало кинозалов, не хотят рисковать с нашим кино. Но Олег Иванов из организации Movie Research говорит, что господдержка испортила продюсеров, результат стал неважен, начали зарабатывать на процессе.
Олег Иванов, киноэксперт: «Мы никогда не угонимся за уровнем экшена, и вообще это не наш жанр. И не случайно целый ряд картин в последнее время, который пришел к нам тоже с Запада, который совершенно нельзя считать блокбастерами в обычном смысле, оказался высокобюджетным артхаусом, эти картины с удовольствием смотрели зрители в кинотеатрах…».
На телевидении российские сериалы смогли вытеснить иностранную продукцию и теперь справляются без государства. У кино не получается. Александр Роднянский говорит, что хотя ситуация не одинаковая, кинематографисты отчасти виноваты сами.
Александр Роднянский, продюсер: «И вообще, телевидение не имеет ничего общего с кинематографом. Самая главная проблема — это проблема наличия качественных идей и умение этими идеями волновать и заставлять думать собственную аудиторию. Мы все время разговариваем не с тем зрителем и не так».
Конечно, в провалах принято винить пиратов: все фильмы скачиваются через Интернет, в кино не ходят. Но, честно говоря,
Кинозал находится в поселке Двуреченск — это всего в 50 километрах от областного центра Екатеринбурга. А здесь уже ни
Картины зачастую того же времени, из запасов Госфильмофонда. Сегодня — показ некогда культового эротического фильма «Эммануэль». Новейшие блокбастеры сельскому кинозалу не по карману: прокат слишком дорогой по их меркам, а билеты дешевые — от 30 до 50 рублей.
Прибыль от киносеанса —
Но есть ведь примеры удачного противодействия Голливуду, а государственные деньги не обязательно развращают. Про положительные примеры расскажет корреспондент НТВ Вадим Глускер.
Во Франции не верят в частные капиталы. Здесь убеждены, что лишь прямая поддержка государства способна сохранить местный кинематограф на должном уровне. И хотя до обязательных квот или возвращения госзаказа в кинематограф Франции дело пока не дошло, тем не менее успех французской киномодели кроется явно в ленинском изречении о важнейшем из всех искусств. Франция производит 180 полнометражных фильмов в год — больше, чем любая другая европейская страна. И созданный государством Национальный центр кинематографии выделяет на это полтора миллиарда евро в год. Сумма колоссальная, если учесть, что средний бюджет картины — 5 миллионов.
Но главное другое: государство требует, чтобы деньги, как на кинопроизводство, так и на прокат и пиар, выделяли все телевизионные корпорации. Впрочем, есть и энтузиасты, которые не желают ждать помощи от государства, — это Люк Бессон. Он уже построил в Нормандии целый студийный комплекс, созданный по образу и подобию того, что был в свое время у Джорджа Лукаса. А теперь под Парижем он возводит целое кинопроизводство, которое с гордостью называет своим «французским Голливудом».
И еще: иногда кажется, что многие французские режиссеры — это члены особой секты, цель которой заставить все остальное человечество полюбить их прекрасную Францию.
Для российского кино определенно не все потеряно. По опросам, только 3% россиян испытывают к отечественным фильмам отвращение и 18% не пойдут на российский фильм в принципе. Это немного, если учесть, что гораздо больше людей не ходят в кино ни на какие фильмы.