В Роспатент поступают сотни заявок на изобретения, которые призваны помочь в борьбе пандемией коронавируса. Над передовыми методами ломают голову и целые научные институты, и самоучки-любители . Направления, в которых бьет ключом рационализаторская мысль, тоже самые разные, начиная от суперскоростных тестов на COVID-19 и заканчивая обеззараживателями воздуха.
В верхней части пробирки находится «генетический материал коронавируса с консервативными участками». Проще говоря, в этой лаборатории разложили вирус на гены и поняли, что есть среди них те, которые не меняются со временем. Поймав их, можно определить, есть зараза в организме или нет.
Михаил Филиппов, заведующий лабораторией разработок: «Трюк заключается в том, как именно эти участки вычислить, чтобы этот тест можно было использовать как можно дольше, потому что известно, что коронавирус может эволюционировать, может мутировать».
Наталья Позднякова, директор по науке, руководитель направления разработок и исследований: «Мы хотели бы вывести на рынок еще один продукт. Это диагностический тест, предназначенный для использования непосредственно пациентом. Мы планируем завершить свою разработку в ближайший месяц».
Пандемия стала временем для изобретений. Патентные ведомства всех стран заявки на антикоронавирусные разработки сейчас принимают вне очереди. Надо понимать, что патентуется не эффективность, а технология, то есть состав, но и в патенте могут отказать, если он не отвечает требованиям.
Григорий Ивлиев, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент): «Первое — это мировая новизна. Второе — это изобретательский уровень. Третье — это промышленная применимость. В сфере борьбы с пандемией в наше ведомство подано уже более 300 заявок сейчас. Причем из этих 300 только 5 иностранных заявителей, остальные все — российское производство».
Например, патентом обзавелся и обеззараживатель воздуха от студентов и преподавателей университета «СТАНКИН». В отличие от других рециркуляторов, он занимает очень мало места, зато очищает до 30 метров пространства вокруг.
Марьян Морозкин, разработчик: «Благодаря входному отверстию и вентилятору засасывается воздух. Внутри расположены ультрафиолетовые бактерицидные лампы, через выходное отверстие выходит обеззараженный уже воздух».
В одной из квартир Владивостока еще только метят в патенты. Их «Сколково» — это 20 квадратных метров комнаты, их инжиниринговый центр — личный ноутбук.