Поводом для нового обострения в стране стало оживление политического процесса, инициатором которого стал сам президент Александр Лукашенко. В минувшие выходные он встретился в изоляторе КГБ с задержанными оппозиционерами, чтобы поговорить о конституционной реформе.
Оппозиционные активисты в Белоруссии придумывают все новые формы протеста, которые нельзя назвать протестом в прямом смысле слова. Например, в одном из минских дворов прошло театрализованное представление по мотивам коротких рассказов Даниила Хармса, написанных, как сказано в аннотации, на пике сталинских репрессий. Получается сатира против тоталитаризма. Такой вот эзопов язык улиц.
Заметно усилилась и другая уличная активность, иногда и в криминальных формах. Во двор одного из отделений милиции неизвестные бросили «коктейль Молотова». В итоге загорелся автобус, который быстро потушили. Сразу в нескольких местах жгли автомобильные покрышки. То тут, то там протестующие, выстраивая цепочки, пытались перекрыть автомобильное движение. Причем в одном случае водитель сбил активиста, а в другом — активисты подрались с водителем.
Все это вызвало резкие заявления белорусского МВД. Милиция и прежде не сильно церемонилась с теми из протестующих, кого считала опасными, но в этот раз предупреждает предельно серьезно: будем применять оружие.
Оппозиция активизировалась после визита Александра Лукашенко в СИЗО, где он обсуждал конституционную реформу с задержанными оппозиционерами. Это выглядело шагом совершенно экстравагантным. С одной стороны, это люди, которых подозревают в совершении преступлений против государства. И в то же время президент считает их достойными собеседниками. Но многие сочли это ловким политическим шагом, который позволяет Лукашенко перехватить инициативу у тех оппозиционных лидеров, которые сейчас находятся за границей.
Оппозиция за границей в лице бывшего кандидата в президенты Светланы Тихановской, видимо, истолковала это именно так. Сразу после той встречи она пообщалась по телефону с мужем, одним из участников переговоров в минском СИЗО. А потом выступила с обращением к белорусским властям, в котором потребовала, чтобы до 25 октября были освобождены политические заключенные, а Лукашенко объявил о своем уходе с поста президента. И хотя статус и возможности самой Тихановской
Лидеры оппозиции, похоже, всерьез настроены на всебелорусскую забастовку. Тихановская, которая находится в Вильнюсе, сообщила, что провела онлайн встречу с представителями крупнейших промышленных белорусских предприятий. Кто эти люди, не уточняется, но их назвали лидерами стачкомов. При этом сами сотрудники предприятий идею всеобщей стачки и бойкота товаров не поддерживают.
Официальной реакцией на заявление Тихановской можно считать то, что Белоруссия объявила ее в международный розыск за призывы к насильственному свержению конституционного строя. Сам Лукашенко тем временем продолжает демонстрировать готовность поделиться властью, правда, пока только с правительством и другими органами государственного управления.
Пока непонятно, чем именно поступится президент, но на этом фоне улица вновь заволновалась. Уже прошли новые, хоть и не слишком многочисленные женские марши и выступления студентов, милиция опять задерживала демонстрантов.