Войска радиационной, химической и биологической защиты готовы спасти страну от любой хитрости врага.
Сегодня в России отмечают День войск радиационной, химической и биологической защиты. Эти подразделения имеют богатую историю. Первые такие отряды появились в нашей армии еще в 1918 году. С тех пор многое изменилось.
С подробностями корреспондент НТВ Юрий Кучинский.
Это, в общем, про них анекдот: «Папа, пускай слоники побегают. — Ладно, дочка. Рота, подъем! Надеть противогазы!». Кому же еще столько времени приходится проводить в костюме химзащиты. Но их же и называют «армейской интеллигенцией». Здесь ведь таблицу Менделеева надо знать не хуже устава строевой службы.
Два взрыва в поле даже с виду напоминают уменьшенные копии «ядерных грибов». Солдат готовят к такому зрелищу, только в оригинале. Ведь именно они должны будут первыми подобраться к месту взрыва настолько близко, насколько возможно. И не только в случае ядерной войны. Чернобыль тоже был их боевой задачей.
Евгений Старков, начальник Войск радиационной, химической и биологической защиты Вооружённых сил РФ: «Нельзя исключать того, что наши войска будут привлечены для ликвидации последствий. Я просто подчеркиваю, возможной такой вот аварии на одной из атомных станций или одном из химических, биологических или радиационных опасных объектов».
Подразделение ХБЗ, это войска радиационной химической и биологической защиты, должны засечь место взрыва или заражения и выдвинуться в опасную зону. Прежде всего за тем, чтобы понять границы этой самой зоны и сообщить другим, куда ходить нельзя. Они собирают пробы грунта, обломков, воздуха, замеряют радиационный фон. То есть, по сути, первыми на себе испытывают воздействие невидимой угрозы.
Лишь в последние годы для самой опасной работы появились роботы. Но туда, где совсем опасно, человек, конечно, не пойдет. Туда поедет робот. Он тоже может взять пробы грунта. Может сделать это совсем нежно, а может с усилием в 100 килограммов
От большого и страшного, как ядерный взрыв, до мелкого и, кажется, курьезного. В задачи РХБЗ входит, например, и борьба с насекомыми, которые могут переносить опасные вирусы. И хотя история мировых войн, кажется, не знает случаев заброски в тыл врага специально подготовленного десанта блох, но исключать ничего нельзя.
Евгений Старков, начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил РФ: «Инсектициды, пестициды — все применялось для того, чтобы были потравы
Вообще, это войска защиты. Вот, например, они ставят дымовые завесы для прикрытия колонны БТРов. Такой дым надежно прикрывает даже от оружия с тепловым наведением. Но есть у РХБЗ и мощное оружие нападения. Исторически сложилось, что огнеметные команды входили в состав химических войск. Так и осталось. Хотя огнеметы теперь реактивные и, кажется, ближе к артиллерии.
Вот на позиции выходит взвод тяжелых огнеметных систем.
Звук взрыва доходит до нас только через 10 секунд, значит до выжженной полосы на пригорке примерно 3,5 километра.
Это, вероятно, самое ужасное из незапрещенных оружие против живой силы противника. На его фоне странной шуткой кажется забота о