Какие задачи решает поворот белого вентиля и какие выгоды сулит нам и Европе? Как запуск «Северного потока» повлияет на отношения России с государствами-транзитерами ?
На минувшей неделе в Германии произошло знаковое и для России, и для Европы, и для некоторых наших соседей событие. Запуск «Северного потока» (Nord Stream) Ангела Меркель, например, назвала «крупнейшим проектом нашего времени» и особо отметила, что сделано все было по самым высоким стандартам и в сжатые сроки.
Это ведь не только новое качество сотрудничества между нами и ЕС в энергетической сфере, глядишь, и отношения с транзитерами, — а мы помним, какие проблемы возникали и с Украиной, и с Белоруссией — окончательно войдут в цивилизованное русло.
Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев — о том, что меняется с поворотом белого вентиля.
У России появилось новое окно в Европу. На этот раз в сфере энергетики. Прежде для таких окон требовались, так сказать, проходные комнаты в виде транзитных государств, по которым шел российский газ. На этот раз окно соединило непосредственно два дома — немецкий и российский. И прорублено оно через Балтийское море.
На торжества приехало около 500 гостей, в том числе первые лица стран, чьи компании являются акционерами проекта.
Кульминационный момент: политики крутят символический кран, и видно, как по прозрачным трубам идет газ. Красиво! В действительности чтобы вручную открыть настоящий кран, потребуется два часа. Да это и не нужно — работают специальные электродвигатели.
Чтобы основательно посмотреть объект, необходимо облачиться в спецодежду: каска, куртка и особо прочная обувь. Сотрудница говорит, что исключение делается только для Ангелы Меркель — каска может испортить прическу. И вот вместе с руководителем строительных работ компании Nord Stream в Германии Торстеном Галлусом корреспонденты НТВ осматривали финальную точку «Северного потока», где газ из Западной Сибири проходит очистку от примесей, проверку на качество и подогревается.
Стоя на берегу Балтийского моря, есть возможность показать именно то место, где труба с российским газом выходит на поверхность: в Любмине труба стыкуется с европейской инфраструктурой, и газ идет дальше по двум отводам в южном направлении Германии и на запад. В конечном итоге потребителями российского газа, кроме Германии, будут Великобритания, Дания, Голландия, Чехия и ряд других стран. И тут же можно посмотреть на вторую ветку газопровода, она уже на 70% готова, ввод в строй планируется на октябрь будущего года.
Началось все еще при канцлере Шрёдере и президенте России Путине. 8 сентября 2005 года в Берлине в их присутствии было подписано соглашение между «Газпромом» и двумя крупнейшими энергетическими концернами Германии — BASF и E.ON — о строительстве газопровода по дну Балтийского моря. Это было накануне выборов в Германии, новым канцлером стала Ангела Меркель, а своему другу Гёрхарду Путин предложил возглавить совет акционеров компании Nord Stream, созданной для проектирования, строительства и эксплуатации проекта.
Управляющим директором Nord Stream стал Маттиас Варниг. СМИ утверждают, что он служил в госбезопасности ГДР «Штази». Варниг на церемонии напомнил, с каким трудностями коллективу Nord Stream пришлось столкнуться при согласовании и получении различных разрешений. Сроки все же были выдержаны. Четыре года шла подготовка проекта, 16 месяцев занял процесс прокладки трубы по дну моря.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Маттиас Варниг как раз вспоминал о том, что было в 2005 году. Я в тот период тоже имел некоторое отношение к „Газпрому“, был председателем совета директоров. Помню, разговоры очень разные по поводу требований, по поводу позиций».
Nord Stream — это 160 сотрудников из 20 стран. Приемный терминал в Любмине, кстати, будут обслуживать всего 12 человек.
Любопытно, что руководит работами на береговом участке в Любмине Михаил Сарахан, белорус. На шутку, не является ли он агентом «батьки» в проекте, Михаил от души посмеялся.
Михаил Сарахан, руководитель работ на береговом участке в Германии: «Для этого у нас есть на российском участке газпромовская станция замера газа, здесь на
До сих пор транзит газа в Европу осуществлялся на 80% через Украину и на 20% через Белоруссию. Так называемый несанкционированный отбор газа — постоянное яблоко раздора — на «Северном потоке» исключен.
Александр Рар, директор центра имени Бергольда Бейса при германском совете по внешней политике: «Nord Stream, или „Северный поток“, помогает укрепить энергетическую безопасность Европы, потому что за последние 20 лет после независимости разных республик на постсоветском пространстве российский газ, который направлялся в Западную Европу,
Валерий Язев, заместитель председателя Госдумы РФ, член комитета Госдумы РФ по энергетике: «Поэтому благо абсолютное. И для Украины подтекст вопроса понятен. Это уменьшает желание и возможность Украины шантажировать Россию вопросами транзита газа и остро ставить вопрос по ценам на поставки российского газа. При этом я должен сказать, что мы не пренебрегаем украинским транзитным коридором и будем гибко варьировать».
Корреспондент: «Значит ли, что когда газопровод полностью войдет в строй, то по другим газопроводам через Украину и Белоруссию газа будет прокачиваться меньше?»
Александр Медведев, заместитель председателя правления ОАО «Газпром»: «Через Белоруссию меньше не будет прокачиваться. А что касается Украины, то все будет зависеть от спроса на европейском рынке. Вариант увеличения роли газа в европейской экономике может привести к тому, что и все существующие мощности будут строиться еще».
Дмитрий Медведев смотрит в будущее с оптимизмом.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Мы рассчитываем и на то, что экономика Евросоюза сможет преодолеть все трудности текущего момента, выйдет на уверенный рост. И тогда, по оценкам экспертов, ежегодные дополнительные потребности наших европейских друзей в газе к 2020 году могут увеличиться до весьма значительных величин, которые здесь назывались, — до 200 миллиардов кубометров газа. И я уверен, что впереди у наших государств, у России и Евросоюза, — новые прекрасные, взаимовыгодные проекты. Как в энергетической, так и в других областях. Мы сможем справиться со всеми трудностями. Будущее у нас очень хорошее».
Газопроводу «Северный поток» сулят довольно долгую жизнь, по крайней мере 50 лет. Газ уже законтрактован, то есть поставки гарантирован вплоть до следующего десятилетия. Германия и Россия, как подчеркивает местная печать, посредством газопровода прочно привязаны друг к другу. Есть надежный источник энергии для одних, надежный доход — для других. А это способствует стабильности и