На саммите АТЭС президенты России и США обсудили вступление в ВТО и сокращение ПРО.
Новость этого воскресенья: знаковые встречи состоялись на гавайском саммите АТЭС. На переговорах Дмитрия Медведева и японского премьера было заявлено, что Москва рассчитывает на развитие — причем по восходящей — политического диалога с Токио. А в ходе
Корреспондент НТВ Алексей Веселовский отметил главное.
На фоне европейских финансовых неурядиц страны Тихоокеанского экономического сотрудничества демонстрируют редкую по нынешним временам стабильность. Экономики большинства из них растут, и именно поэтому саммит АТЭС на Гавайах многие расценивают если не как лекарство, то как минимум противоядия от европейского кризиса.
В первый же день саммита Барак Обама объявляет о том, что девяти странам удалось договориться о создании Тихоокеанского торгового партнерства и к ним, возможно, присоединится Япония. Китай в этот клуб не рвется, но как вторая экономика мира явно претендует на региональное лидерство. Поэтому американский президент тут же делает многозначительный намек: США остается ключевой силой в Тихом океане. Очевидно, что речь идет не только об экономике.
Для России «поворот на Восток» тоже жизненно необходим. Лидеры России и Японии не встречались больше года
Россия и Япония договорились сотрудничать в области модернизации экономики.
Политическая составляющая доминировала и на переговорах Медведева с Бараком Обамой: размещение американских систем ПРО в Европе; Иран, резолюцию против которого Россия заблокировала; ситуация в Сирии. Разногласий много, и, словно желая сгладить острые углы, еще перед встречей Обама заявил, что отношения с российским лидером у него превосходные, и он рад скорому вступлению России в ВТО.
Медведев поблагодарил Обаму за поддержку по ВТО, назвав ее определяющей. Впрочем, это не помешало президенту России тут же отметить, что по системам американской противоракетной обороны в Европе позиции стран
Дмитрий Медведев, президент РФ: «За последние годы мы добились прогресса по таким вопросам, по которым его не наблюдалось в течение десятилетий. Достаточно вспомнить договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Если мы приложим такие же усилия к вопросу ПРО, уверен, мы достигнем результата».
Российская заявка на вступление в ВТО будет рассмотрена в середине декабря. А Обама пообещал сразу после того как вернется в Вашингтон, начать консультации с Конгрессом по поводу отмены дискриминационной для России поправки Джексона — Вэника. Появившаяся в самый разгар холодной войны, она препятствовала нормальным экономическим отношениям между США и СССР, ограничивая торговлю. Теперь со вступлением России в ВТО эта же поправка может ударить по американским предпринимателям.
Барак Обама, президент США: «Уже в ближайшее время мы начнем проводить консультации в конгрессе для того, чтобы поправка Джексона — Вэника была снята. И это даст возможность деловым кругам и компаниям Соединенных Штатов воспользоваться теми преимуществами, которые открываются с момента вступления России в ВТО, что приведет к увеличению торговли между странами».
Лидеры двух стран обсудили также иранскую ядерную проблему и договорились выработать единую позицию, чтобы вынудить Тегеран выполнять международные требования.
Оба лидера сошлись во мнении, что политика «перезагрузки отношений» явно принесла плоды. Пожимали руки друг другу они как старые друзья.