Эрмитаж приступил к созданию музея Фаберже. В лаборатории реставрации драгметаллов былую красоту будущим экспонатам возвращают лучом лазера.
Сегодня в Эрмитаже журналистам показали два ценных предмета. Их значимость не только материальная. Это первые экспонаты будущей экспозиции, посвященной изделиям самого знаменитого ювелира в мире — Карла Фаберже. В восточном крыле Главного штаба, где пока идет реставрация, разместится целый музей.
О масштабном проекте рассказывает корреспондент НТВ Дмитрий Павлов.
Бриллиантовая кладовая Государственного Эрмитажа скоро недосчитается двух предметов. Блюдо из горного хрусталя и серебряная лампада XIX века — первые претенденты на переезд в музей Фаберже.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Общая идея очень живая. Будет представлена наша коллекция Фаберже. Где, как известно, нет яиц. Потому что во времена, когда Фаберже работал, это еще были не музейные вещи. Но есть прекрасная коллекция, включая шедевр, — копии русских регалий».
Еще месяц назад эти предметы находились в непрезентабельном виде. На блюде мастерам пришлось устранять потертости и трещины. На лампаде укрепили жемчуг в подвесках. До открытия музея — два года. Экспонаты выставки подбираются уже сегодня.
Марина Лопато, заведующая сектором художественного металла и камня отдела западноевропейского прикладного искусства: «Я вам покажу несколько работ, которые действительно великолепно сделаны. Многие их этих работ были презентованы императорской семье. Они показывают работу Фаберже в разных материалах».
Восстанавливать произведения ювелирного искусства в Эрмитаже научились семь лет назад. Подобной лаборатории реставрации драгоценных металлов нет больше ни в одном музее мира. Здесь используются новейшие достижения науки и техники. Паяльники ушли в историю. Им на смену пришел лазер.
Эта установка называется система лазерной очистки и сварки. С ее помощью можно восстанавливать экспонаты величиной до трех метров. Процесс отображается на экране монитора и пишется на жесткий диск. Для более габаритных изделий, которые нельзя принести в лабораторию существует еще одна лазерная установка — передвижная.
Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов: «Прямо в зал ее выкатываем и уже используем для своих нужд».
Если лазерная очистка металлов недавно преодолела экспериментальный уровень, то лазерная сварка уже давно занимает ведущее место в реставрационной практике.
Китайская золотая шпилька XVI века. Сегодня это самая тонкая ценная вещь, находящаяся в лаборатории реставрации. Вскоре оторванные детали мастера начнут приварить с помощью ладерных технологий.
Эрмитажная коллекция золотых и серебряных украшений — одна из лучших в мире. Мастера готовятся приступить к реставрации необычной домашней утвари. Этими золотыми ложками и вилками можно пользоваться не только за столом.
Подобная лаборатория гарантирует восстановление всех предметов, в том числе и работ Фаберже. Их в хранилищах Эрмитажа более 80, и постепенно каждое изделие войдет в экспозицию. В Эрмитаже считают, что показать Карла Фаберже как значимую фигуру в истории европейского ювелирного искусства можно только масштабным проектом.