Кому было выгодно банкротство «ИжАвто» и по чьей вине тысячи людей
потеряли работу? Как за границу увели народные деньги и кто на них шиковал в теплых странах?
Новые повороты. Предприятие с почти полувековой историей «ИжАвто», похоже, окончательно возрождается из пепла. Там готовятся к выпуску актуальной новинки отечественного автопрома — «Лады Гранта». Если в истории с вынужденным простоем поставлена точка, благодаря принятым недавно по инициативе правительства решениям, то разбирательство с теми, кто довел легендарный завод до ручки, только вступает в фазу решительных действий.
На минувшей неделе в Объединенных Арабских Эмиратах по запросу из Москвы задержан ранее объявленный в международный розыск бывший
Корреспондент НТВ Николай Захаров разбирался в деле на семь без малого миллиардов.
Москвич
Последний
Правда, по мнению специалистов, он был не таким комфортабельным, как, например, «Жигули», но от этого не менее желанным, причем не только среди советских граждан. «Москвичи», собранные в Ижевске, отправляли не только в страны соцлагеря, но даже на капиталистический запад. Кстати,
«Москвич» исправно появлялся в советских кинофильмах. И вместе с «Жигулями» вполне мог разделить звание народного автомобиля. А те авто, что не попали на широкий экран, а так и остались в документальной кинохронике конструкторского бюро, теперь стоят в музее. Только здесь можно увидеть, какие машины могли ездить по дорогам наперегонки со вполне знакомыми моделями.
Директор музея уверяет, что первым джипом для продажи советским гражданам была не вазовская «Нива», а внедорожник, придуманный в Ижевске. Правда, он так и остался прототипом. Как и
Нина Сулыга, директор музея:
В
Лариса Кучинская, маляр: «Для всех это было, как вам сказать, шок, все расстроились — потерять работу! Сообщить, что на данный момент ты теряешь работу, это для любого шок».
Водителю Константину еще повезло: его не уволили, а отправили в отпуск с сохранением трети зарплаты.
Константин Пантюхин, водитель: «Конечно, стукнуло по карману семейного бюджета, устроился на еще одну работу, подрабатывал. Там мы делали нашу удмуртскую туалетную бумагу».
Сначала, правда, в разорении пятого по величине отечественного автозавода винили мировой экономический бизнес — мол, именно
Светлана Борисова, представитель Следственного департамента МВД РФ: «В
За президентом компании «СОК» Андреем Фроловым полицейские Объединенных Арабских Эмиратов пришли по просьбе из Москвы. О том, что Фролов живет в собственном восточном особняке, российские следователи узнали весной. Именно беглого бизнесмена обвиняют в преднамеренном банкротстве «ИжАвто».
Светлана Борисова, Следственный департамент МВД: «Нами подготовлены документы, которые необходимо представить в правоохранительные органы Объединенных Арабских Эмиратов для экстрадиции задержанного в Россию».
Вместе с директором компании «СОК» следователи разыскивают и ее владельца Юрия Качмазова. Его состояние, по подсчетам Forbes, превышает 700 миллионов долларов (широту души самарского олигарха можно оценить по яхте стоимостью в 12 миллионов евро). Миллионера вместе с подчиненным обвиняют в разорении ижевского автозавода.
Владислав Трифонов, обозреватель ИД «Коммерсантъ»: «По неофициальной версии, начинал с бригады наперсточников, за глаза и называли его Наперсточник, стояли возле рынков и возле торговых центров».
Через несколько лет с помощью аффилированных менеджеров Юрий Качмазов стал полностью контролировать завод ВАЗ и предприятия в нескольких российских регионах.
Владислав Трифонов: «„СОК“ славился жесткостью. Классическая ситуация с рейдом, когда приходят больше парни, смотрят и не понимают: мы тут пришли, а вы тут выпендриваетесь, вы понимаете, с кем разговариваете?»
Контролировать завод «ИжАвто» группа «СОК» начала в начале двухтысячных. Затем руководить предприятием стали менеджеры во главе с бывшим
По версии следствия, схема, с помощью которой активы предприятия были выведены в офшоры, была довольно сложной. Но в упрощенном виде все выглядело примерно так: группа компаний «СОК», у которой было 75% акций «ИжАвто», продало их руководству своего подконтрольного предприятия. За ценные бумаги Ижевский автозавод вместо денег отдал примерно 2,5 тысячи сошедших с конвейера машин на сумму в почти 7 миллиардов рублей. Оставшись без продукции, руководство предприятия заявило, что не может расплатиться с кредитом, взятым у «Сбербанка», и объявило себя банкротом.
Эдуард Олевинский, руководитель правового бюро: «Жесткая банальная лобовая схема».
Уголовное дело о преднамеренном банкротстве предприятия возбудили, расследовали и только спустя два года обнаружили пропажу почти 7 миллиардов рублей. Естественное недоумение: у предприятия выводили активы на сумму, равную годовому бюджету Владивостока. Неужели такое можно сделать незаметно?!
Эдуард Олевинский: «Для того чтобы вывести деньги, вообще
Для того чтобы защитить интересы рабочих, многомиллиардные долги были частично списаны, а частично погашены за счет госказны. Получается: за махинации