В Прибайкалье возводят этнографический комплекс, посвященный польским переселнцам.
В прибайкальском селе Вершина вовсю стучат топорами. Там заканчивают строительство этнографического комплекса, посвященного польским поселенцам. В начале XX века деревню основали безработные шахтеры. Они приехали в Сибирь из Царства Польского в поисках лучшей доли.
Корреспондент НТВ Антон Артемьев побывал в музее под открытым небом.
Польская речь слышна не только на богослужении в польском костеле, но и на улицах этой сибирской деревни. Создание усадьбы первых польских переселенцев в Сибири финансировало правительство Республики Польша. В 1910 году сюда приехало всего лишь 10 семей, а сейчас проживает свыше трех тысяч человек. Теперь они обрели свое
Дом переселенцев Зелинских сохранился с 1910 года. Его разобрали и перевезли в культурный центр села Вершина. Создавая польский музей, реставраторы предусмотрели все детали, передающие внешний вид избы и быт того времени. Сруб проконопачен, как всякое сибирское жилье, мхом. На стене, помимо традиционной в этих краях гармошки, еще и непривычная для этих мест скрипка, пробитая саблей красного комиссара. Историю инструмента в подробностях никто не знает.
Создавая музей, специалисты столкнулись и с другими загадками.
Владимир Тихонов, руководитель реставрационных работ: «Уникальный гвоздь с эмблемой „ПК“, датировка 1898 год. Как попал он сюда, непосредственно к полякам, мы не знаем, но он здесь единственный, больше в области его нигде не встретишь».
Колодец хоть и бутафорский, но его создавали по всем канонам. По рассказам реставраторов, семьи с легочными больными делали сруб из сосны, это как будто помогало справиться с болезнью. Тем, у кого болело сердце, рекомендовалась конструкция из ели. Колодцы складывали также из других пород дерева.
Сергей Высотин,
В избе необходимые в быту вещи: острога для ловли рыб, точильный камень, различные лукошки, крынки, туески, сепаратор, маслобойка.
Приехав в начале XX века в Сибирь, польские рабочие не имели никаких сельскохозяйственных навыков и поначалу жили в землянках. Дома им помогали строить буряты и русские. Многое у первых переселенцев не получалось.
Помогая друг другу и обучаясь у местного населения, поляки достаточно быстро организовали в таежном Прибайкалье крепкую зажиточную общину. Во времена красного террора до Вершины докатились репрессии: 29 жителей арестовали и расстреляли по имущественному, классовому вопросу. К памятнику репрессированным цветы несут уже польские туристы, у которых деревня пользуется огромной популярностью.
Речь сибирских поляков теперь разнится с литературным польским, в ней уже больше русского. Многие жители ездят на историческую родину, мало кто уезжает насовсем. В музейной экспозиции — история простых людей, для которых холодная Сибирь стала второй родиной, и где они смогли построить довольно неплохую жизнь.