Как в России хранят реакторные отсеки атомных субмарин? Почем превратить свалку в цивилизованное хранилище и какие миссии не выполнимы без роботов и ядерных мусоровозов?
На минувшей неделе заявлено, что отработанное ядерное топливо, которое все еще хранится на некоторых российских АЭС, уже в ближайшее время начнут вывозить в новое, так называемое «сухое», централизованное хранилище, строительство которого завершается под Красноярском.
Говорят, что и с советским ядерным наследием «Росатомом» серьезная работа проводится: такого как раньше, когда смертельно опасные отходы бесконечно накапливались и хранились без
Корреспондент НТВ Владимир Кобяков побывал на одной из подобных, но
Владимир Любимов, главный инженер базы «Губа Андреева»: «Нельзя сказать, что мы не боимся радиации, просто мы знаем эти пределы и знаем, что это и почему».
«Что это и почему» главный инженер техбазы изучал все последние годы. Местные хранилища радиоактивных отходов долгое время были загадкой. Многих документов с советских времен просто не осталось, что именно здесь складировали и в каких количествах. Но главный инженер уверен: сейчас здесь и каждый квадратный метр земли, и каждый шаг сотрудников под надежным контролем.
Владимир Любимов: «Некоторые говорят: Ааа! У меня „белая горячка“ началась, потому что я облучился. А им говорю: „белая
За стеной — само хранилище. Снаружи — пульт управления
Валерий Селищев, руководитель работ Курчатовского института: «По расчетам, если бы эту работу выполняли персоналом, то потребовалось бы примерно полторы тысячи человек. То есть, когда каждый человек получает годовую дозу 20 миллизивертов, он это получает — и удаляется».
Роботы биозащитную плитку кладут, конечно, медленнее, но при этом задействовано всего 15 человек. Работать внутри никого не заставляют: радиационный фон зашкаливает.
Валерий Селищев: «Можно за полчаса и даже за 15 минут получить годовую дозу, и ты свободен до следующего года, или тебя уже к тому времени вообще не будет».
На берегу «Губы Андреева» в советское время прятали отработанное ядерное топливо и элементы атомных реакторов с подводных лодок и ледоколов. Есть кадры середины
Разбираться с таким наследием начали только в
После рук и ног следующий этап проверки — поверхность одежды, анализ 15 точек. И даже видеоаппаратуру после экскурсии тестируют на радиационную пыль. Там уже построили цех для спецупаковки отходов, а над каждым хранилищем возводят дополнительные укрытия. На работу приглашают профессиональных строителей, монтажников, сварщиков.
Валерий Пантелеев, директор предприятия «СевРАО»: «Они понимают всю ответственность, они понимают все последствия».
Корреспондент: «А кадровый голод существует?»
Валерий Пантелеев: «Ну, эти люди на подряде работают, но желающих, естественно, гораздо меньше, чем хотелось бы».
После окончания строительства всех укрытий радиоактивные отходы из «Губы Андреева» начнут вывозить на переработку. Все это займет еще
До конца
Завод и хранилище для реакторных отсеков атомных подлодок строят полностью на деньги Германии. Кроме этого, Норвегия подарила спецвагоны для перевозки отработанного ядерного топлива, а Италия за свой счет построила судно, проще говоря своеобразный ядерный мусоровоз, который и будет курсировать между этими точками на карте.
По данным итальянской стороны, на постройку этого контейнеровоза ушло 75 миллионов евро, и судно уже стоит в Мурманске, его готовят к первому рейсу с радиоактивными отходами. В общей сложности миллиарды долларов России выделили в
В этом месте работы вели несколько лет. И ночью, и днем.
Местечко Сайда Губа. Общий объем финансовых вливаний из Германии сюда 600 миллионов евро. Здесь возводят комплекс по переработке радиоактивных отходов. А рядом уже появилась самая крупная в Европе площадка для реакторных отсеков атомных подводных лодок.
Корреспондент: «Зачем хранить эти отсеки, почему их нельзя разрезать?»
Вазген Амбарцумян, директор филиала «Сайда», центра по обращения с радиоактивными отходами «СевРАО»: «Сегодня резать реакторные отсеки и находящееся в них оборудование просто экономически не выгодно. Это дорогое удовольствие. Оно сегодня радиоактивное, и активность достаточно высокая».
Редкие кадры: одна из операций по доставке реакторных отсеков. Сначала огромный док швартуется у причала. Затем несколько часов идет перегрузка. Потом отсек обрабатывают специальной краской, устанавливают биозащиту. Все работы проводят бывшие подводники, мичманы и офицеры в отставке. В перерыве они листают свои флотские архивы и спорят на профессиональные темы, например, о том, что раньше был один метод — хранить блоки реакторов на плаву.
Георгий Дмитриев, сотрудник филиала «Сайда», центра по обращения с радиоактивными отходами «СевРАО»: «На плаву проконтролировать нижнюю часть блока просто практически невозможно, если
Вспоминают: в этих местах даже были трагические анекдотичные случаи.
Георгий Дмитриев: «Была такая ситуация, что стоял блок „Курска“, многострадальный, его швартовый порвало, и он начал уходить в море. Директор дал команду — всем туда. КамАЗ подогнали на пирс, привязали швартовый. Вот такие ситуации бывали».
Корреспондент: «То есть они хранились на воде, была версия, что он возьмет и уплывет, да?»
Георгий Дмитриев: «Да. Хозяйство было очень в
На земле, уверены специалисты, такие объекты хранить безопаснее.
Вазген Амбарцумян, директор филиала «Сайда», центра по обращения с радиоактивными отходами «СевРАО»: «Радиоактивность вся находится снизу отсека. Насосы, парогенераторы, сам реактор. Мы закрыли реакторный отсек снизу, таким образом создали препятствие для радиации, особенно для мощности дозы
Всю площадку такими отсеками заполнят только через 10 лет. А еще через 70 лет, возможно, их отправят на переработку. Если, конечно, завершится период полураспада.