Корреспондент НТВ Павел Рыжков узнал детали исторической реставрации Большого театра, которую пока не обсуждают искусствоведы.
В реставрации Большого театра появился петербургский след. Утраченные элементы квадриги Аполлона воссоздавали специалисты из Северной столицы. Работа над скульптурной композицией продолжалась более года. И по поводу некоторых деталей возникли споры в среде блогеров, а также историков и специалистов.
Нюансы исторической реставрации столичного бренда уточнил корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Утраченный лавровый венок Аполлон с квадриги Большого театра получил из рук петербуржца Владимира Никифорова. Реставратор вместе с группой коллег воссоздали несколько потерянных элементов скульптурной композиции.
Оторваны были и подковы, и фибула с плаща бога, и еще
Владимир Никифоров, реставратор квадриги Большого театра: «Нашли фотографии еще XIX века, где есть венок и фиговый лист. Великасов Александр Валерьевич позвонил мне и попросил приехать. Я приезжаю, он достает из кармана сторублевку, протягивает мне. Я не понимаю. Он говорит: „Владимир Евгеньевич, вот Вам чертеж. Могли бы Вы взяться за реставрацию?“».
Кстати, на сторублевых купюрах символ Большого изображен без венка и фигового листа. Если с детализацией лаврового венка проблем почти не возникло, то, как прикрыть причинное место Аполлона, Никифоров не знал. Представленное фото не давало нужной информации скульптору.
За материалом он отправился в Эрмитаж, но античные скульптуры и копии XVIII века там, в основном, нагие. После в Петергофе Никифоров вдохновился парными фонтанами «Адам» и «Ева». И создал некий собирательный образ увиденного. Но сомнения, а так ли необходима подобная драпировка, у реставратора
Владимир Никифоров, реставратор: «Когда лист появился, трудно судить. Сомнения были всякие, но когда расчистили, сняли наслоения краски, до меди все обнажили, то были видны места крепления».
По мнению специалистов по античности, если скульптура изначально сделана анатомически безупречно и нет
Владимир Никифоров, реставратор: «Еще треть
Считается, что петербуржцы имеют больше опыта работы с такими объектами. Никифоров работал над реставрацией Главного штаба и делал украшения фасада концертного зала Мариинского. Внутрь одного из коней квадриги Большого реставратор заложил капсулу с посланием потомкам, а лист сделал
Подобная квадрига есть и в Петербурге и является символом Александринского театра. Покровителя искусств Аполлона автор скульптурной композиции Степан Пименов прикрыл только развевающимся на ветру тогой. Возможно, чтобы не вызывать в будущем споры между специалистами по античности и искусствоведами. Должен быть листок или нет.