Двухмесячное расследование показало: Як-42 с «Локомотивом» разбился из-за ошибочных действий экипажа, который мог предотвратить трагедию, но побоялся неприятностей из-за задержки рейса.
Сегодня Государственный авиационный комитет назвал причину одной из самых страшных катастроф в истории отечественной авиации — крушения самолета
Произойти это могло
Корреспондент НТВ Евгений Голованов ознакомился с итогами расследования.
В первые часы и даже дни после авиакатастрофы под Ярославлем эксперты выдвигали сразу несколько версий крушения, начиная от традиционных — техническая неисправность самолета и ошибка экипажа — до менее распространенных. Грешили на некачественное топливо и неправильную центровку груза. Версию теракта и нелетной погоды отвергли практически сразу. Звучала и неофициальная версия — о том, что якобы самолету не хватило длины
Расшифровка «черных ящиков» показала: технических неисправностей у самолета не было, двигатели работали до момента столкновения с землей. Трагедия произошла
Алексей Морозов, Межгосударственный авиационный комитет: «Это привело к созданию тормозной силы на колесах основных стоек шасси, к дополнительному пикирующему моменту, невозможности своевременного создания взлетного угла тангажа. Однозначно определить, кто из пилотов осуществлял подтормаживание, не представилось возможным».
Как выяснилось, это весьма распространенная ошибка летчиков, пересевших на
Алексей Морозов:
Предположение, что летчики действительно тормозили, подтвердилось и после серии летных экспериментов. На аналогичном самолете специалисты смоделировали взлет, сначала без торможения, все прошло штатно, затем — на тормозах.
Удалось выявить и еще несколько немаловажных факторов. В крови второго пилота экспертиза выявила запрещенное лекарство — психоактивный лекарственный препарат фенобарбитал, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему.
Еще одна из череды ошибок — руль высоты одного из пилотов при взлете находился не в нейтральном положении. Нескольких градусов было достаточно, чтобы самолет не отрывался, а наоборот прижимался к земле. Эту оплошность замечают в последние секунды. Очевидная несогласованность действий экипажа: разогнав самолет не до 210 километров в час, как положено при максимальной загрузке, а лишь до 190, летчики начинают поднимать машину, но это удалось сделать уже за пределами полосы. Дальше самолет цепляет антенну курсового маяка, заваливается на левое крыло и через несколько километров падает.
Каждый из членов экипажа — и командир Андрей Соломенцев, и второй пилот Игорь Жевелов — были опытными летчиками. На самолетах
Когда экипаж понял, что взлет идет нештатно, у них еще была возможность прекратить его, но летчики предпочли пройти точку невозвращения. Некоторые эксперты не исключают, что они боялись последствий. Ведь в противном случае пришлось бы тут же проводить «разбор полетов», а значит «Локомотив» просто опоздал бы на первый матч Континентальной хоккейной лиги в Минске, что неминуемо грозило бы авиакомпании крупными штрафными санкциями от руководства хоккейного клуба.
Рубен Есаян, заслуженный
Эксперты МАК предлагают пересмотреть действующее положение, согласно которому уход на запасной круг при посадке и прерванный взлет считается нарушением, влекущим санкции. Кроме того, после расследования, когда выяснилось, как часто пилоты взлетают «на тормозах», во все авиакомпании, эксплуатирующие