Вступая в должность президента, Александр Лукашенко выбрал промежуточный вариант — закрытая церемония инаугурации без анонсов и концертов. Но оппозицию такой вариант не устроил.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Какая-то не то обида, не то претензии, что мы не сообщили полякам, литовцам, украинцам, чехам или еще кому-то, что мы будем проводить это мероприятие. По-моему, по законам Белоруссии мы никого не должны из западных государств и вообще кого-то предупреждать. Это внутреннее дело нашей страны».
Между тем Светлана Тихановская всю неделю срывала аплодисменты — на заседаниях, пресс-подходах, на завтраке с евродипломатами. Но толку от еврореверансов пока мало — санкции для Минска обещают, но не принимают. Шестой срок Лукашенко назвали незаконным, но есть пятый, а он закончится только в ноябре.
Пока Тихановская просила санкции уже у Штатов, ее коллега, беглый оппозиционер Латушко работает по-новому, но старыми маршрутами. В субботу выступал в Варшаве, где вместе с польским премьером Моравецким объяснял, почему Варшаве сейчас нужен концерт в поддержку белорусской оппозиции.
Варшава, хоть и пытается сейчас пригреть студентов-белорусов, особо выделяться угрозами для Минска не спешит. Ведь о последствиях Минск ярко намекнул Варшаве в среду, когда пограничники начали работать вполсилы — и сотни водителей заночевали у границы. Транзит через Белоруссию — для Польши, экспорт белорусского бензина — для Литвы, Лукашенко все еще не комментирует, и эта затянувшаяся пауза очень нервирует соседей. И чем громче там говорят о санкциях, тем чаще в Минск едут главы российских регионов. И на этих встречах уже прямо, без намеков Лукашенко рассуждает с губернатором Ленобласти о строительстве морского порта. Главе Приморья он предлагает достроить космодром «Восточный». А губернатору Иркутской области — поставки строительной техники.
Белорусские протесты уже шаблонно расходятся по Минску в выходные дни. По субботам — женский марш. Где дамы как обычно требуют отпустить Колесникову из изолятора, а Тихановскую сделать президентом. По воскресеньям марш всех остальных. Но протестующих уже ощутимо меньше. Но в Брюсселе Тихановская предпочитает архивные плакаты, где и народа больше, и план общий, без подробностей.