В Тверской области возрождается вымиравшая когда-то деревня. Вторую жизнь поселению Рождествено дали более 40 семей, переехавшие в российскую глубинку из Таджикистана. В их семьях много детей и молодежи, что очень непривычно для современных русских деревень. Как правило, молодые люди стараются поскорее уехать в город, и в итоге в селах остаются одни старики.
Многие уголки средней России похожи: пустые днем улицы, обжитых домов все меньше. Каблуковское сельское поселение Калининского района Тверской области растянулось на 50 километров вдоль левого берега Волги. Это 650 квадратных километров, 44 населенных пункта, всего 3 тысячи жителей, может, быть чуть больше.
Почти половину имен класса славянскими не назовешь. Недавно большое количество приезжих привлекло внимание журналистов и блогеров. Село даже стали называть Тюбитейкиным, на что местные обижаются. Много было рассуждений о национальном вопросе.
Дмитрий Керданов, глава Каблуковского сельского поселения: «У нас говорили так поначалу, когда в новинку было появление эмигрантов, но с годами эти люди вросли в этот социум. Теперь уже многое делается вместе».
Неприятные разговоры были в прессе и Интернете, в самом селе детям ни родители, ни учителя просто не стали объяснять, что это может быть поводом для разногласий. На вопрос, кто друзья между собой, тянут руки почти все. Ребята без оглядки на фамилии и национальность дружат всем классом, всем классом любят математику, а на прогулке держат друг друга за руки.
Илхом Кадамов, работник зверофермы: «Раньше я работал звероводом, за хорошую роботу мне повысили должность, сейчас я уже автоматист».
Илхом работает на местной звероферме 2016 года. Своего сына он пока в школу не отдал — ему всего 4 месяца, он пока в Таджикистане. Отец даже не видел ребенка — границы закрыты.
Илхом Кадамов, работник зверофермы: «Самый любимый звук — это звук трактора, трактор — это еда».
Работа стала любимой. Начальник Илхома уверяет, что последние годы 30% работников — приезжие, но разницы для него никакой.
Александр Горбунов, управляющий зверофермой: «Да мы все
Вообще здесь есть парадокс: работы как бы нет, но она найдется, если искать, как это сделала, например Надежда Ивановна. С мужем они продают лесные грибы и ягоды, это прибавка к пенсии. К новым соседям супруги ездят за покупками.
Надежда Куракова, местная жительница: «Они молодцы вообще. Ферму построили, коров держат. Мы ездим к ним молоко покупать».
Йонус Шокуров: «Коз у нас 60. Здесь ни у кого столько коз нет, сколько у меня».
А еще коровы, овцы, лошади, семью прокормить — не проблема. Йонус живет здесь с 2009 года. У него легальный вид на жительство и 5 детей. Он не знает, когда уедет и уедет ли, хотя многие такие семьи последнее время и уезжают домой.
Йонус Шокуров: «Мне нравится. Все хорошо. С соседями не было такого, чтобы поругались».
Его сосед по улице Александр уверен, что будет в деревне больше народа, будет и больше и работы.
Александр Бахтин: «Пускай приезжают, потому что деревня полупустая. Если здесь никого не будет, то тут и смысла жить нет».
Александр сам закончил здешнюю школу, теперь его трое детей ходят в нее же вместе с детьми Йонуса. Сказать, что семьи дружат, он не готов, но уж точно уверен, что не враждуют. Отношения хорошие. Менталитеты, может, и разные, разная, конечно, и вера, однако настоятель местного храма и по совместительству учитель истории даже предмета для разговора в этом не видит.
Максим Фролов, учитель истории, настоятель церкви Рождества Христова в Рождествене: «Ничего не поменялось, люди как люди, граждане России, либо получают гражданство. Никаких конфликтов не было. Не вижу никакой проблемы, не вижу поводов, чтобы об этом говорить».
Здесь действительно не любят об этом говорить и к журналистам теперь относятся немного с опаской, а тем, кто хочет порассуждать о том, чего не знает, предлагают приехать, посмотреть, а лучше становиться соседями.