В Ростовской области разгорелся скандал из-за границ археологического памятника. Когда власти навели порядок в кадастровых документах, на охраняемой государством территории оказался целый поселок. Один из его жителей, долгие годы строивший там свой дом, причем со всеми разрешениями, теперь не может оформить его в собственность.
Алексей Сыроежкин строил свой дом долго, мечтая о переезде в новое жилье, где все будет создано по его проекту. Есть разрешение на строительство, готовы техплан и техпаспорт, кадастр, водоканал, почтовый адрес. Дом уже сдан в эксплуатацию. Осталось лишь приватизировать земельный участок под домом, взятый в аренду. Так в этом поселке делают многие, процедура считается формальной. Когда Алексей подал документы на приватизацию, ему ответили, что участок принадлежит Российской Федерации и оформить его в собственность Алексей не может.
Алексей Сыроежкин: «Я спросил, на каком основании вы мне его не оформите? Мне сказали: на основании того, что теперь архитектор Аксайского района вынес определение, что это археологическая зона».
Бывает, что меняются и границы археологических объектов с тысячелетней историей. Это совсем некстати для Алексея. С прошлой зимы его дом стоит на землях кочевья
Игорь Кириченко, главный архитектор Аксайского района: «Границы, если мы сравним две схемы, значительно отличаются между собой. В эту территорию попали земли, которые ранее не входили в границы размещения объекта».
Кочевье
Сергей Ильюков, старший научный сотрудник Южного научного центра РАН: «Все курганы, которые находились в этом могильнике, они все изучены, все раскопаны, коллекция их находится в нашем музее».
Границы объектов культурного наследия уточняют сейчас по всей области. В охранную зону попал не только поселок, в котором построил свой дом Алексей Сыроежкин, но и крупнейший рынок на въезде в
Алексей Сыроежкин: «Вокруг соседи все живут счастливо, все нормально. А вот за то, что они надо мной издевались, не оформляли мне документы, гоняли меня по кабинетам, я написал на них жалобу в Администрацию президента. По этой причине они на меня обиделись».
Земли под памятниками археологии не отчуждаются, но в некоторых случаях археологи могут, обследовав территорию, сделать вывод, что ничего ценного на ней нет.
Ирина Коробова, заместитель председателя комитета по охране культурного наследия Ростовской области: «Тогда мы берем и на основании заключения археолога исключаем этот участок из границы. Вот тогда может быть приватизирован этот участок».
Алексей решил было продавать дом, но покупателей нет. Впору поверить в то, что здесь и правда не обошлось без древних кочевников. Сарматы были воинственны и религиозны.