Ровно 150 лет назад в Москве состоялось торжественное открытие Белорусского вокзала. Его построили при императоре Александре II, однако свое нынешнее название он получил лишь полвека спустя. В годы Великой Отечественной войны вокзал имел стратегическое значение. Именно отсюда уходили военные эшелоны на фронт.
Сегодня Белорусский вокзал — это крупный транспортный узел, обслуживающий пригородные электрички и поезда дальнего следования, откуда отправляются экспрессы в аэропорт Шереметьево.
Жизненный путь москвича Никиты Токарева вот уже 40 лет связан с путями железнодорожными. Роскошная сталинка, в которой живет маститый архитектор, стоит впритык к Белорусскому вокзалу.
Никита Токарев, директор архитектурной школы МАРШ: «Это самый интеллигентный вокзал. Мои поездки в Берлин и Париж начинались отсюда. Хорошо были видны иностранцы, они отличались в толпе, сразу было видно, кто с варшавского поезда идет».
Белорусский вокзал в Москве стоит буквой Г и как будто обнимает привокзальную площадь. Зря говорят, что Москва к приезжим сурова. Вокзал открыли 150 лет назад, это было наше железнодорожное окно в Европу. Сначала поезда отсюда ходить в Брест, а потом и дальше. Сейчас идут аж до Ниццы.
В царские времена на вокзале было не разгуляться — пассажиров подступах разделяли по классам.
Ирина Вишнякова, москвовед: «Пассажиры делились на классы, у каждого был свой вход и свой зал ожидания».
В голубом вагоне ехал царь, самая простая публика мыкалась в прокуренных серых вагонах, по цвету похожих на современные.
Ирина Вишнякова: «В
Вокзал был Смоленским, потом Брестским, а потом в народном сознании стал вокзалом Победы. Именно здесь больше, чем