На минувшей неделе небо над Братском прояснилось. Более-менее вырисовались и причины пожаров.
Судя по данным, опубликованным сегодня МЧС, осенние природные пожары в Сибири охватывают все новые площади: горят степи и тайга в Забайкалье, сложная ситуация в Бурятии и Туве. А вот небо над Братском к концу недели несколько прояснилось. Местные власти за нерасторопность в противостоянии пламенной стихии заслужили жесткий нагоняй с самого верха.
Сомнений в том, что полыхало там по причине совсем не природного, а человеческого фактора, похоже, ни у кого не осталось. Только получается, что один из ключевых городов региона стал приютом поджигателей всех мастей. Корреспондент НТВ Андрей Григорьев, исследуя аномалию, вскрыл страшные и странные факты.
Главным источником информации для горожан в эти дни был сайт «Небо над Братском», где местный
Светлана Кулькова, создатель сайта «Небо над Братском»: «То потушили, то не потушили. То там горит, то не там. Мы начали смотреть со спутников. В открытом доступе есть снимки, которые обновляются каждый день. Мы стали смотреть и выкладывать в сеть. А то люди уже запаниковали».
В Интернете стали появляться еще и впечатляющие видеоролики.
По городу расползались тревожные слухи. То якобы роддом готовят к эвакуации, а то и вовсе закрывают школы и детские сады. Ежедневный анализ проб воздуха показывал почти пятикратное превышение предельно допустимой концентрации углекислого газа.
Валентина Ступина, руководитель лаборатории Братского городского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: «Особого ветра не было, поэтому оно скапливалось. Если возникал ветер, то разносило опять же по поселкам, по районам».
А городские ведомства все спорили, кто должен тушить: лесники — горит ведь вроде бы лес, — или
Валентин Нелюбов, заместитель начальника управления МЧС РФ по Иркутской области: «Первый фактор, про который нужно говорить, это погодные условия. В Братске последний дождь был в конце августа. То есть трава очень сухая сейчас».
К тому времени полыхало уже так интенсивно, что стало ясно: собственными силами не справиться. Пришлось подключать спасателей из соседних регионов, тяжелую технику и авиацию.
Братск состоит из нескольких разрозненных районов, которые удалены друг от друга на десятки километров. Между ними, по сути в городской черте, тайга, и лесные пожары взвились кострами одновременно по всему городу. И если точно известно, что из искры возгорается пламя, то в этой ситуации само происхождение искр весьма туманно. Осенью леса здесь обычно не горят — в Братске в начале октября чаще всего уже лежит снег.
Версия о поджогах возникла сама собой. Во время тушения в лесополосе нашли обугленный человеческий череп. Возможно, здесь развели костер, чтобы скрыть следы преступления. Масло в огонь добавило заявление экспертов: в золе, взятой из очагов некоторых пожаров, обнаружили следы дизельного топлива.
Вячеслав Эглит, начальник управления МСЧ РФ по Иркутской области: «Это, конечно же, поджоги. Вы сами можете понять, что просто так возгорания не будет, если у нас нет ни молнии, ни
Полицейские бросились искать злоумышленников: поджигателем может оказаться каждый подозрительный гражданин со стойким запахом перегара. В лесу нашли целое организованное преступное сообщество: живет в шалаше, хоть даже заходить в лес сейчас запрещено. Рядом открытый огонь,
Юрий Мирошник, начальник управления МВД по Братску: «Они воровали шпалы с железнодорожного вокзала. Им было темно, и они развели полосу по пути своего следования костры, чтобы удобнее было совершать хищение».
Еще одно предположение: это часть криминального бизнеса черных лесорубов. Прикрываясь пожарами, можно незаметно спилить и вывезти часть несгоревших деревьев.
Валерий Пигарев, депутат городской думы Братска: «Я так думаю, что первоначально
За сведения о поджигателях объявлена награда — 100 тысяч рублей. Городские власти уверены, что в сети патрульных попадает пока лишь мелочь, а настоящие преступники умышленно жгут лес, чтобы дестабилизировать политическую обстановку. Братск — крупнейший промышленный центр Иркутской области, основа областного бюджета. Здесь производят почти треть всего российского алюминия, пятую часть целлюлозы и вырабатывают 15% всей гидроэлектроэнергии страны.
Константин Климов, мэр Братска: «У нас были выборы за последние два года в городскую Думу, предстоят выборы в Государственную думу. Было несколько таких кампаний, очень жарких, очень ярких и запоминающихся. Были кампании и грязные, когда в течение
Обстановку накаляют будто бы сторонники бывшего мэра. Его арестовали зимой за вымогательство и получение взятки в 4 миллиона рублей. После этого ареста в администрации началась кадровая чехарда. Депутаты приняли изменения в устав и теперь сами назначают мэра, а еще и ввели дополнительно должность так называемого
Дмитрий Мезенцев, губернатор Иркутской области: «Обещаю, что все случаи поджогов будут стоять на контроле и в прокуратуре области, и в МЧС, и в главном управлении внутренних дел. И дана должна быть справедливая оценка. Не борьба конъюнктурная под ситуацию, мол, наказать во что бы то ни стало. Надо разобраться и сделать выводы».
В итоге отправлен в отставку