Сможет ли комплекс защитных сооружений спасти Петербург от глобального наводнения и каким образом работают его сложные механизмы, узнавал корреспондент НТВ.
На минувшей неделе Петербург стоял на пороге серьезного происшествия. Шквалистый ветер нагнал в город такую волну, что вода в Неве поднялась до критического максимума. Подтопило набережные, плавучие рестораны переправляли посетителей на берег лодками.
А что же дамба? Сможет ли она спасти Петербург от глобального наводнения, если усилится ветер? Как работают сложные механизмы у входа в Маркизову лужу?
Этими вопросами в своем спецрепортаже озадачился корреспондент НТВ Виктор Черногуз.
В случае чрезвычайной ситуации от наводнения Петербург спасет плоский затвор судопропускного сооружения №2. Привычно пасмурным утром его начинают поднимать. Две с половиной тысячи тонн стали двигаются со средней скоростью 40 сантиметров в минуту. Сам подъем занимает примерно полчаса.
Как обычно, это были только испытания. В нынешнюю навигацию угроза серьезного наводнения была только раз. И то поднимать затвор не пришлось. Тогда, как и сегодня, дежурная смена следила за приборами,
Давление масла, угол перекоса и главный индикатор, который еще ни разу не загорался. Всем процессом управляет автоматика. Но команду начать подъем отдает все равно человек.
Михаил Клейменов, начальник отдела автоматической системы управления Комплекса защитных сооружений: «Бывают аварии, бывают всякие разные ситуации. На объекте довольно много механизмов, и вероятность отказа все равно присутствует всегда. Человек должен видеть, что происходит».
Сам затвор поднимают гигантские гидроцилиндры. В них под давлением 150 атмосфер — это в 20 раз больше, чем в водопроводе — нагнетается масло, и весь механизм приходит в движение малозаметное для постороннего глаза. Самая масштабная часть конструкции оказывается защитной крышкой.
Борис Каменев, ведущий
Поведение граждан вообще больная для работников КЗС тема. После официального открытия дамбы, а в особенности тоннеля, выяснилось: больше всего хлопот приносит совсем не природа.
Первое ДТП произошло в тоннеле уже через неделю после открытия движения. С тех пор случилось еще несколько. Но водители так до сих пор и не поняли, каким образом нужно действовать в чрезвычайной ситуации.
Алгоритм поведения довольно прост. Нужно найти оранжевый ящик — это специальный пункт для переговоров с диспетчерской. Нужно подойти к нему и, нажав кнопку, вызвать диспетчера.
Наш звонок получили здесь. Это диспетчерский пункт, который в августе показывали Владимиру Путину. Дежурная смена следит за обстановкой в тоннеле, контролируя системы вентиляции и пожаротушения. Наготове экипаж МЧС.
Но пока диспетчеры занимаются, в основном, ликвидацией последствий особенностей национального вождения. Скорость движения в тоннеле уже вынужденно ограничили почти в два раза — до 60 километров в час. А скоро поставят видеофиксаторы.
Олег Панчук, заместитель генерального директора Комплекса защитных сооружений: «Жизнь нас заставляет это делать. Потом, к сожалению, сегодня единственный факт, который хоть
Первыми (за двое суток до) о том, что на Петербург идет волна, узнают в этой, похожей на обычный офис комнате. В компьютеры стекается информация от метеостанций. Они обозначены желтыми кругами на карте. Плюс данные спутников, отчеты шведских коллег и, конечно, собственные измерения.
Ординар, как и полтора века назад, — рабочий инструмент метеоролога. 1 метр 60 сантиметров выше уровня моря — одна из главных петербургских цифр.
Олег Снурников, специалист управления экологии и системы предупреждения наводнений Комплекса защитных сооружений: «Конечно, обычно наводнению
Самый распространенный миф о дамбе —
С помощью специальных сооружений можно регулировать водообмен между Невской губой и Финским заливом. В итоге прибрежные воды очищаются. Это оценили лебеди, которые начали снова прилетать к дамбе, и простые жители Кронштадта.
Роза Михайленко, начальник управления экологии и системы предупреждения наводнений Комплекса защитных сооружений, кандидат технических наук: «Например, кронштадтский пляж до
За 308 лет истории Петербурга было ровно 308 наводнений. Но в последние десятилетия их частота увеличилась в два раза. Город, если бы не дамба, подтапливало бы минимум дважды в год. Но с этим КЗС справляется легко.
Теперь 5,5 метров выше уровня ординара — отметка, после которой Петербург ждет катастрофа. Ее прогнозируемые последствия видны на специальной карте. Как утверждают метеорологи, такое может случиться всего раз в десять тысяч лет.