Присяжные оправдали матроса Гробова, который, по подозрению следствия, три года назад стал виновником смерти 20 человек, нажав на кнопку «Потушить пожар» на подлодке «Нерпа».
Сегодня во Владивостоке завершился судебный процесс по делу об одном из самых громких ЧП на
Прокуратура утверждала, что во всем виноват именно машинист — он случайно нажал на кнопку, запустившую систему пожаротушения. Попавший в отсек ядовитый газ и погубил членов сдаточной комиссии. Впрочем, ряд специалистов с самого начала говорили, что причина трагедии — в конструкторских недоработках самой противопожарной системы. Вопрос, почему в ее емкостях находился не безвредный фрион, как положено, а его смесь с опасным тетрохлорэтиленом, пока остается без ответа.
Корреспондент НТВ Сергей Анцигин — из зала суда.
В громком уголовном деле имя матроса Дмитрия Гробова появилось сразу после аварии на атомной подлодке «Нерпа». Следователи подшили к материалам протокола допроса, в котором машинист признавался: система пожаротушения запустил именно он — из любопытства. Через некоторое время в деле появился второй фигурант. Командира субмарины Дмитрия Лаврентьева обвинили в том, что он плохо подготовил своего подчиненного Гробова к службе на флоте, а значит, тоже причастен к гибели 20 человек.
В защиту обвиняемых выступили общественные организации военных моряков в отставке. В самом разгаре слушаний в зале суда прозвучало сенсационное заявление. Матрос Гробов отказался от собственных показаний и утверждал, что на него оказывали давление. Вопреки всем ожиданиям, обстоятельства трагедии на подводной лодке «Нерпа» в Тихоокеанском суде изучили довольно быстро.
Коллегия присяжных была сформирована три месяца назад, и этого времени заседателям оказалось вполне достаточно, чтобы вынести вердикт по громкому делу, материалы которого насчитывают 60 томов. В итоге коллегия присяжных поддержала позицию защиты. И командира Лаврентьева, и матроса Гробова заседатели признали невиновными.
Дмитрий Прокопенко, адвокат Дмитрия Гробова: «Это победа справедливости, разума и логики, вот. С желанием, так сказать, выдать желаемое за действительное на самом деле, потому что я уже говорил в процессе и подчеркиваю сейчас, что доказательств того, что Дмитрий Гробов нажал эти кнопки, в деле нет».
За судебным процессом внимательно наблюдали работники судостроительного завода, которым удалось выжить после роковых испытаний атомохода. Оправдательный вердикт вызвал у них недоумение. Потерпевшие настаивают: подачу фреона мог запустить только матрос Гробов.
Владимир Ежуа, Амурский судостоительный завод: «Он интересовался этим. Так что здесь и гражданские специалисты многие обращали внимание: для чего ему нужно было это знать, если он не должен даже туда был лезть?»
Адвокаты, доказавшие непричастность командира и матроса к трагедии, все же подчеркнули: следствие по делу должно быть продолжено. Как удалось выяснить, члены заводской сдаточной команды погибли
Дмитрий Прокопенко, адвокат Дмитрий Гробова: «Это очень, на мой взгляд, важный момент. На атомной российской подводной лодке, повторяю, залит растворитель, вещество третьей группы опасности. Это очень важно. Поэтому с этим нужно разобраться. Виновных на скамье подсудимых по этому факту не было».
Недовольство мнением присяжных уже высказала прокуратура Тихоокеанского флота. Вердикт они намерены обжаловать после того, как судья вынесет окончательный приговор. Финальное заседание, как ожидается, пройдет в середине будущей недели.