Как наша высшая школа из кузницы кадров превратилась в рассадник коррупции и криминала? Каким вузам хвосты прищемить, а каким отрубить, и что в результате студента ждет?
На минувшей неделе Высшая школа экономики обнародовала ежегодный рейтинг качества отечественных вузов, составленный на основе среднего проходного балла ЕГЭ, который потребовался абитуриентам для поступления.
Кроме прочего, выяснилось что в ряд высших учебных заведений на
бюджетные отделения были зачислены откровенные троечники. Очевидно, что квалифицированных инженеров из них сделать будет весьма проблематично.
В Минобразовании обещали разобраться и навести порядок. Наскоком, впрочем, получится вряд ли. Наша высшая школа, по мнению многих экспертов, из кузницы кадров превратилась в самодостаточный бизнес под крылом которого угнездились коррупция и криминал.
Корреспондент НТВ Роман Соболев прикинул, есть ли здесь выход.
Дороги, которые мы выбираем, причудливы. Софья Биндалова учится в Уральском горном университете на юридическом факультете, а по окончании вуза будет работать стриптизершей. История типичная. Молодая девушка выбралась из Верхней Пышмы в большой город, поступила на платное, места в общежитии не хватило чтобы снять комнату, пришлось искать ночную работу.
Софья Биндалова, студентка: «Я учусь для правоохранительной деятельности, на таможенника. У меня дневное отделение, поэтому как бы первая половина дня у меня занята, я на учебе. Потому работаю».
Совмещать удобно, хотя недосып хронический. В этом клубе абсолютно все стриптизерши студентки местных вузов.
Дмитрий Суетнов,
Согласно опросам, 85% российских студентов не знают, кем они будут работать после окончания вуза. Скорее всего, не по специальности. В Советском Союзе было 600 высших учебных заведений, сегодня их около 3 000. Всего за 15 лет армия студентов выросла в три раза — до 9 миллионов человек. Еще быстрее растут затраты государства — со 115 миллиардов в 2005 году, до почти 400 миллиардов в году нынешнем.
С одной стороны, дипломированных специалистов развелось — ступить некуда. С другой, нам остро не хватает квалифицированных кадров. Видимо, университеты дают студентам одни знания, а реальной экономике нужны совсем другие.
Вот в Красноярском педагогическом открыли новую специальность — психолог по работе с одаренными детьми. Профессия, наверное, нужная, но в каких масштабах? Где набрать столько одаренных детей, чтобы обеспечить работой выпускников целого факультета? Студенты, впрочем, не унывают.
Валерия Чернявская, студентка: «Многие работают не по своей специальности. Имеют высшее образование те же психологи работают обычно на компьютере просто,
Если есть бюджетные деньги, всегда найдутся способы их освоить. В России немало вузов с давними славными традициями, но и сомнительных контор хватает. И что там творится, никакими формулами не опишешь.
Артем Хромов, председатель Российского студенческого союза: «Никто, кроме узкого круга лиц, не знает, откуда поступают деньги и как они расходуются. Так, Российская таможенная академия, по нашей информации, в этом году закупила пять автомобилей стоимостью 17 миллионов рублей».
На студенческом антикоррупционном сайте Налапу.нет тревожных фактов много. Там ректор назначил себе зарплату миллион в месяц — при том, что рядовые преподаватели получают 20 тысяч. А там за счет государства лимузин или коттедж прикупили.
Отдельные вузы превратились в конвейеры по продаже дипломов. Они берут деньги и из государственной казны — за обучение бюджетников, и со
Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Баумана: «Вот такие университеты должны уйти, то есть должна быть жесткая аттестация в университетах. Если они не обладают квалифицированным преподавательским составом, если они не обладают серьезной материальной базой, потому что без этого подготовить инженера, например, в принципе, невозможно, то и они не должны учить студентов. Мы не должны выпускать на наш рынок недоучек».
На минувшей неделе министр образования пообещал отрубить хвосты некоторым вузам — тем, что в погоне за финансированием понабрали на бюджетное обучение хронических двоечников с 30 баллами по ЕГЭ. Если они понаделают плохих бухгалтеров — полбеды. А если это будут врачи или конструкторы атомных станций? В этом году до половины бюджетных мест во многих технических вузах достались абитуриентам с «тройками» по физике и математике.
Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики: «Это касается почти всей эксплуатации транспорта. Я не буду напоминать о тех трагедиях, которые у нас с вами случились за этот год. Это касается машиностроения, это касается вооружений. Хотелось бы
Разогнать сомнительные университеты и институты, поделить освободившиеся деньги между солидными вузами — и будет всем счастье. Увы, по мнению экспертов, простые рецепты нам не помогут.
Сергей Шептунов, заместитель директора Института
Крамольная идея: очень скоро классическая, веками сложившаяся система образования не сможет соответствовать запросам промышленности. И в первую очередь это коснется российских вузов.
У технарей бытует наглядное сравнение разных систем образования. Система американская — профильная, где готовят узких специалистов. В своей области он знает практически все, за ее пределами — почти ничего. И такой специалист подобен инструменту, «заточенному» на решение конкретной задачи. А чтобы решить другую задачу, нужно взять другого специалиста. Советская система образования давала более широкий набор навыков, и ее можно сравнить со своего рода универсальной ручкой для крепления инструментов. Можно насадить головку гаечного ключа, а можно и отвертку.
У каждой системы свои плюсы. Одна надежней, но а какая универсальнее? Но сейчас технологии и знания обновляются с такой скоростью, что вузы просто не успевают выработать соответствующие учебные программы. Западную высшую школу спасают большие корпорации. Они давно срослись с тамошними университетами и оперативно формируют заказ, кого учить и как.
В России некоторые предприятия тоже пытаются выращивать своих студентов, платят повышенные заводские стипендии, дарят кафедрам самые современные и дорогие приборы.
Михаил Бязев, доцент кафедры измерительной техники
Но часто между образовательными учреждениями и производством пропасть. Какие специалисты нужны стране, зачастую решают сами вузы и не всегда угадывают. Что же, открывать дополнительные центры переподготовки выпускников?
Юлия Храповицкая, инженер Центра нанотехнологии МГТУ им. Баумана: «Наше образование скорее дает такой системный взгляд на проблемы в разных областях. А уже на
Совсем недавно в стране было перепроизводство юристов и экономистов, потом прозвучал клич «Больше инженеров, хороших и разных!» Популярность технических факультетов выросла на глазах. Вот уже и инженеры нового призыва на подходе.
Павел Михалёв, инженер Центра нанотехнологии МГТУ им. Баумана: «Выпускникам приходится самим искать, куда приложиться. У нас большая проблема в том, что производства высокоточные, наукоемкие, на самом деле, находятся в очень плачевном состоянии».
Зачем стране столько студентов, которые никогда не будут работать по специальности? Российскую высшую школу порой с горечью называют системой передержки молодняка.
Будущая выпускница юридического факультета Горного университета Софья Биндалова свой выбор сделала. Крутиться у шеста прибыльнее, чем листать таможенные декларации. Ну, а диплом — пусть будет. Ради «корочки».