Первый художественный фильм о событиях 20-летней давности путче, Ельцине и ГКЧП выйдет в эфире НТВ.
О событиях недавнего прошлого сегодня напомнит НТВ. В 21.40 — в эфире первый художественный фильм о путче 1991 года. Он называется «Ельцин. Три дня в августе». Уже из названия понятно, что это — о роли личности в истории.
Еще раз подчеркнем — фильм игровой, поэтому его создатели — а продюсером был Алексей Пивоваров — не ставили перед собой задачу быть максимально беспристрастными. Они хотели показать то, что происходило за закрытыми дверями — например, в кремлевском штабе ГКЧП или в казармах спецподразделений КГБ. Для этого были изучены десятки воспоминаний, мемуаров и документов. Ни одна из реплик главных героев не придумана.
Корреспондент НТВ Егор Колыванов увидел фильм еще до премьеры.
Даже странно, что при всей судьбоносности августовских событий и харизматичности главного героя это первый художественный фильм про Ельцина.Олег Антонов, драматург, автор сценария фильма: «Судьба человека в эти три дня, его поступки, его решения, его сомнения».
Алексей Пивоваров, продюсер: «Наша задача была показать, как это все происходило за кулисами».
С исторической точки зрения, так недавно все это было —
Олег Антонов: «Пользовался принципом находить отражение одного и того же факта в двух, трех, четырех источниках, и если они совпадали так или иначе, я считал, что этому можно доверять».
Главные действующие лица знакомы и узнаваемы: Руцкой и Лебедь, Крючков и Янаев, Хасбулатов и Грачёв. Для режиссера фильма, Александра Мохова, самой большой проблемой было понять мотивы этих людей, разглядеть за словами и поступками личности, понять, что ими двигало.
Александр Мохов, режиссер фильма: «Внутренние ходы, внутренние размышления, порой страх, неведение, что будет. Ну а что Ельцин? Ельцин — тоже человек. Так же принимал решения, так же был в растерянности, когда утром проснулся и типа: „Пап, посмотри что происходит“».
С ролью президента мог справиться только большой актер — в прямом и переносном смысле. Дмитрий Назаров в жизни даже чуть выше Бориса Ельцина.
Дмитрий Назаров, народный артист РФ: «Актерское отношение — это просто: ты должен любить и оправдывать своего персонажа, в данном случае это смыкается с моим человеческим отношением. Потому что эти три дня, о которых идет рассказ, достойны того, чтобы снять об этом фильм».
Для съемок фильма были построены декорации кабинетов в Кремле и Доме Советов, привлечены настоящие танки и БТРы, сожжено несколько троллейбусов. Обращение Ельцина к гражданам России и строительство баррикад вокруг Белого дома снимали на натуре. И здесь создатели фильма столкнулись с очередной проблемой — Москва с тех пор изменилась.
Алексей Пивоваров: «Все сцены который снимались в Москве, были потом обработаны на компьютере. Приходилось затирать большое количество вещей. По фронтону Белого дома идет надпись „Правительство Российской Федерации“, на самом Белом доме были часы и сейчас — герб. И таких деталей очень много. Но, мне кажется, всё получилось. Ничего у нас особо современного в кадр не залезает».
Фильм наверняка станет поводом для дискуссии, и критиков у него будет предостаточно. Впрочем, в истории российского кино был лишь один случай, когда фильм о событиях двадцатилетней давности был встречен однозначно положительно — он назывался «Ленин в октябре». Его сняли в