Процесс над двумя рабочими Витебского завода тракторных запчастей, которые обвиняются в организации теракта в минском метро, из открытого превратился в закрытый.
В Белоруссии начался открытый судебный процесс по делу о взрыве в минском метро. На скамье подсудимых двое молодых людей, их задержали всего через день после теракта. Главными подозреваемыми оказались токарь и слесарь, работавшие вместе на одном заводе. По версии следствия, именно они изготовили мощную бомбу в подвале своего дома, а главным мотивом якобы стала неприязнь к людям.
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный следит за процессом.
Увидеть, как говорится, живьем лица предполагаемых организаторов и исполнителей первого в истории Белоруссии теракта можно только в первый день процесса, спустя пять месяцев и четыре дня после страшного взрыва в метро.
До этого в Интернете можно было найти только фото главного обвиняемого Дмитрия Коновалова, взятое с его страницы в социальной сети. Отличий, как выяснилось, практически никаких. Коновалова в суд даже привезли все в той же спортивной куртке. Он и его предполагаемый подельник, Владислав Ковалёв, сидят в клетке, разделенной прозрачной перегородкой.
Суд идет на сцене большого актового зала. Предприняты внушительные меры безопасности. Зал охраняет спецназ, на двоих подсудимых семеро милиционеров. В каждом ряду зрительного зала несколько сотрудников КГБ в штатском.
Во время процесса позвонить по телефону или выйти в Интернет невозможно — работают глушилки. Когда самый громкий процесс в новейшей истории Белоруссии решили сделать открытым, многих это удивило и обнадежило. Пресса жаждала услышать подробности и
Каково же было удивление прессы, когда всего через 30 минут этот обещавший стать столь громким открытый процесс вдруг превратился в закрытый. Председательствующий спрашивает, есть ли возражения против видеосъемки? Ни подсудимые, ни адвокаты, ни прокуроры не возражают. Только потерпевший по фамилии Тютюнов заявляет, что «считает кощунственным показ лиц Коновалова и Ковалёва по телевидению». Судья удаляет все камеры из зала.
Дата и время, разделившие современную историю Белоруссии на «до» и «после»: 11 апреля 2011 года, 17:55. Неизвестный нажимает кнопку на пульте, на платформе станции «Октябрьская» гремит взрыв, оставляющий полтора десятка погибших и более 200 раненых.
До этого момента белорусы, в отличие от граждан России, никогда не слышали слова «теракт» применительно к своей стране. Не прошло и двух суток, как лично президент Александр Лукашенко объявил: двое уже сознались.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Уникальный от природы человек: троечник по всем предметам, а по химии — „отлично“. Мы обнаружили по месту жительства, в подвале дома, лабораторию, в которой собирали бомбу, и там,
Тем самым уникальным
Бывший следователь белорусской Генпрокуратуры, а ныне правозащитник Олег Волчек говорит, что о ходе следствия практически нет никакой информации. Крайне редкие утечки позволяют многим задаваться вопросом: а почему Коновалову и Ковалеву вменяют именно терроризм?
Олег Волчек, руководитель правозащитного центра «Защита прав населения»: «Терроризм предполагает наличие
Терроризм в Белоруссии — расстрельная статья. Причем смертные приговоры продолжают приводиться в исполнение. Как сложится ход процесса над Коноваловым и Ковалёвым и сколько он продлится, пока нельзя сказать определенно. Как нам удалось узнать в кулуарах суда, решение о том, пустят ли журналистов на оглашение приговора, будет принято позднее.